О стихотворении Б. Пастернака "Памяти Марины Цветаевой"
11.04.2010 00:42 — КассандраО гибели М. Цветаевой Б. Пастернак узнал спустя несколько дней, 8 сентября, находясь в Москве. Потрясенный этим известием, он пишет жене в Чистополь: «Вчера ночью Федин сказал мне, будто с собой покончила Марина. Я не хочу верить этому… Как это страшно». Потребуется полтора года, чтобы стихла боль утраты и появилась возможность осмыслить и понять случившееся (произойдет это в Чистополе), и только тогда появятся строки, посвященные памяти Цветаевой.
Чистополь становится местом пересечения многих жизненных и творческих путей и судеб.
8 августа Пастернак в последний раз встретился, вернее, простился с Цветаевой на речном вокзале: она и Мур уезжали с группой, направляющейся в Елабугу. Их пароход останавливался и в Чистополе, где часть пассажиров сошла. Сюда через две недели приедет на три дня Марина Ивановна, а после смерти матери, в начале сентября, - ее сын. В Чистополь пишет письмо жене Пастернак, оглушенный гибелью Цветаевой, а в октябре с последним пароходом из Москвы приезжает сам. Здесь рождается замысел его стихотворения «Памяти Марины Цветаевой» (приписка в рукописи Пастернака: «Задумано в 1942 году».
Цветаева в Чистополе
30.01.2008 21:20 — КассандраОсновными учебными пособиями по литературе для 11 класса являются учебники под редакцией В.П. Журавлёва (М.: Просвещение, 2003) и В.В. Агеносова (М.: Дрофа, 2002). Не вдаваясь в анализ и оценку этих, безусловно, ценных книг, хочется остановиться на статьях, посвящённых творчеству Марины Цветаевой. Авторы при всей сжатости изложения материала допускают ряд неточностей и искажений фактов, не желательных да и просто недопустимых в книгах, предназначенных для обучения по ним в школе, для формирования взглядов и представлений целого поколения граждан. В основном это касается освещения последних месяцев, даже дней жизни Цветаевой, того, что привело ее к роковому концу. Хочется восстановить, насколько это возможно, фактические события тех дней, помочь учителям литературы избежать неправильной подачи информации на уроках, а заодно и «реабилитировать» свой родной город Чистополь, который упрекают в равнодушии и безучастности к судьбе поэтессы.
Буквально на второй день войны по решению ВКП(б) и СНК СССР был создан совет по эвакуации. Когда непосредственная опасность приблизилась к Москве, именно этот совет принял решение об эвакуации из столицы деятелей литературы и культуры, органов их правления. Несколько городов Татарии: Казань, Чистополь, Елабуга, Мензелинск, Печищи - должны были принять семьи творческой интеллигенции.
Марина Цветаева уезжала из Москвы 8 августа, ее провожали Б. Пастернак и В. Боков, сохранивший подробности этого дня в своих воспоминаниях (1). Отправлялся целый пароход («Александр Пирогов») эвакуированных. Марина Ивановна оказалась в группе, направляющейся в Елабугу, об этом она знала уже перед отъездом. Там она проживёт со дня приезда, 18 августа, до дня трагической гибели. Отлучится только на три дня (25-27 августа) для поездки в Чистополь. Она оказалась среди многих, кто был вынужден покинуть свои дома и обживаться в незнакомых местах, мириться с бытовыми неудобствами, отсутствием работы.