Этой осенью в рязанском издательстве «Лето» вышла книга под названием «Свет неугасимый». Посвящена она 100-летию со дня кончины архимандрита Аркадия (Честонова) одного из самых знаменитых настоятелей Вышенской Успенской мужской пустыни, сподвижника и друга святителя Феофана Затворника. Книга неплохо издана, снабжена множеством хороших иллюстраций и в целом производит хорошее впечатление. Взяв ее в руки и пролистав, я стал искать сведения об авторе или авторах этой книги. Но, к моему великому удивлению, удалось лишь выяснить, что книга эта издана по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла и под редакцией издательского отдела Рязанской епархии. Т. е. ни владыка Павел, ни издательский отдел авторами этой книги считаться не могут. Кто же он? Просмотрев еще раз начальные страницы книги, мне удалось обнаружить замечательную по своей простоте и наивности фразу: «Эта работа - плод труда нескольких православных авторов, пожелавших остаться неизвестными». По сути, перед нами анонимка и в случае возникновения каких-либо вопросов спрашивать не с кого.
Подобная позиция при написании трудов по церковно-исторической тематике в последнее время становится в среде православных авторов достаточно распространенной. Кто-то в лучшем случае скрывает свое имя за псевдонимом, кто-то за эфемерным «издательским отделом», кто-то указывает чьи-то имена, и просят помолиться за их носителей. Но рязанцы превзошли всех - они вообще убрали всякое авторство. Тенденция эта весьма опасная и нехорошая. Ну, во-первых, потому что подобного рода «писатели» считают, что они якобы проявляют акт высшего смирения, так сказать суперсмирения, отказываясь от своего авторства, что является в корне неверным и извращает православное понимание добродетели смирения как таковой. Почему мы не знаем ни одного анонимного труда того же святителя Феофана Затворника? Или свт. Игнатия Брянчанинова? Неужели все они были не смиренны?
Во-вторых, давайте вспомним слова Евангелия: «Ибо от слов своих оправдишися и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37). Отсюда, естественно, вытекает идея об авторской ответственности. За каждое слово, которое ты написал, ты лично и должен быть ответственен. Не какая-то там «редакция», «коллектив» или еще кто-либо, а персонально, конкретный автор. Т. е. это не вопрос аскетической практики (борьба с тщеславием), а вопрос профессиональной этики.
Ну и, в - третьих, и, может быть, самое главное, не поставив своего имени (пусть даже псевдоним) писатель, исследователь проявляет, прежде всего, полнейшее пренебрежение к читателю, потому что любая книга это диалог с читателем, а кому интересно разговаривать с неизвестными? Мне, например, нет, что бы они там, эти неизвестные, не написали.
Но открою небольшой секрет: мне известно кто автор этой книги. Не буду называть его имени (коль он пожелал остаться неизвестным) скажу только, что это рязанский журналист, которому было поручено составлять книгу. Все расходы по ее подготовке и изданию финансировал некий бизнесмен из Рязани (могу предположить, что это владелец «Первой земельной компании», копирайт которой, однако, есть в книге).
В мае 2006 г. этот журналист обратился ко мне за помощью в составлении книги. С исследователем из Рязани за два года мы встречались раз семь. Ему была оказана всесторонняя справочная и консультативная помощь, вместе мы обсуждали и отдельные части книги, кроме того, предоставлены электронные копии весьма редких фотографий (общим числом 16). При этом оговаривалось, что в книге обязательно будут даны ссылки на владельцев фотографий и других материалов, использованных в книге. Но в результате к пожеланиям моим автор и издатели остались глухи. Мало того в этом труде вообще нет никаких ссылок. Правда местами упоминается Государственный архив Тамбовской области, но нет ни библиографии, ни подстрочных, ни концевых ссылок. Поймите, ссылки в любой книге необходимы, они придают ей достоверность, без них она превращается в публичный листок никуда не годный и которому никто не будет доверять. Без них все, что вы понаписали не «жизнеописание», а сборник в лучшем случае исторических анекдотов о том о сем. Ссылка еще и некая форма признательности сотрудникам того же Тамбовского архива, краеведческого музея, Пушкинской библиотеки. Неужели вежливость теперь необязательная добродетель для христианина?
Помимо всего прочего, мы выходим на проблему восьмой заповеди, которая гласит «не укради». Как-то в среде издателей в настоящее время достаточно широко толкуют эту заповедь. Особенно в тех случаях, когда она касается так называемой «интеллектуальной собственности». Но факт остается фактом: если ты взял чей-либо материал и не указал, откуда ты его взял (тем более под этим условием тебе его и давали), то такой материал считается краденным.
Лёвин О.Ю., церковный историк