Улица Долгая (От Пушкинской библиотеки до «Танка»)
Рядом с Пушкинской библиотекой расположилось длинное трехэтажное здание, некогда принадлежащее купцу Шоршорову. До революции здесь находились магазины и гостиница, теперь также магазины, а вместо гостиницы всякие учреждения. Когда я прохожу мимо Шоршоровского дома, меня пробивает ностальгия, так как в пору моего детства (70 – нач. 80–х гг. 20 века) располагался в нем Детский мир. Каждое лето в августе приходили мы сюда, чтобы купить школьную форму, канцелярские принадлежности и всякую другую мелочь, так необходимую в школьной жизни. Пока моя мама стояла в очереди, я бродил по магазину, по его огромным залам, рассматривая различные товары. Наскучив, выходил на улицу, стоял, прислонившись к оградке (тогда она еще была) в тени мощных тополей (их спилили) или же переходил дорогу и оказывался в сквере, в который наши власти хотят посвятить имени Козьмы Пруткова. Здесь я останавливался перед бюстом красивого военного с двумя Звездами Героя, надпись под бюстом гласила, что это никто иной, как дважды Герой Советского Союза Василий Степанович Петров. Из всего множества Героев Советского Союза – уроженцев Тамбовской земли – памятник поставили именно ему, нетамбовцу. Ведь Петров не только не уроженец Тамбовщины (он родился на Украине), но и вообще к нам не имеет никакого отношения. Просто в его представлении на звание Героя ошибочно написали, что он родился в Тамбове. Правда Владимир Львович Дьячков тактично пишет: «В представлении к званию Героя родиной назвал Тамбов». [1] Молва утверждает, что поступил он так якобы когда лежал в местном госпитале, где ему врачи спасли жизнь. Что тут верно, что нет, кто знает. Но где вы еще найдете город, в котором ставят памятники не местным героям?
Сам сквер, на месте которого в 17 веке проходил ров, является местом отдыха горожан. Здесь всегда много отдыхающих, сидят они на лавочках расположившихся вдоль фонтанов, кто-то пьет пиво, кто-то читает газету, а кто-то обнимает девушку. Сквер место почти домашнее и немного странное: где вы еще встретите старичка выбежавшего из ближайшего жилого дома в тапочках на босу ногу, чтобы узнать у прохожих какой нынче церковный праздник (старичок абсолютно трезв) или группку тинейджеров рэповского вида с самым серьезным видом обсуждающих пользу для здоровья кисломолочных продуктов.
Прямо за спиной памятника Петрову открывается вид на здание филармонии. До революции на этом месте был дом, где проводили народные чтения (народный дом). Вот тоже было время! По отчетам видно, что на чтения эти неизменно собиралось огромное количество народа, а показ «туманных картин» (по нашему диафильмов) вызывал настоящий ажиотаж среди местного населения. Иногда, даже устраивали платные лекции, и народ все равно собирался. Какая жажда была у людей услышать живое умное слово. В наш век на лекции собираются разве что студенты, да и то не все приходят, а сказали бы им, что не надо ходить на лекции и не ходили бы. Информации много, слово (живое и неживое) обесценилось, а, кроме того, нет потребности познавать, и слушать друг друга.
Площадь перед филармонией и вообще все дорожки в сквере ко дню города этого года замостили плиткой, администрация этим чрезвычайно гордится. И, правда, хорошо. А мне почему-то вспоминается небольшой белорусский город Полоцк (был там в 2002 г.), где вообще все улицы и даже некоторые площади вымощены такой вот плиткой у них это обычное дело, хотя население Полоцка всего около 50000 человек и сама страна относится к третьему миру. Но все же отрадно, что мы уже почти догнали Беларусь по благоустройству наших городов.
Любой проходящий по этой части улицы обратит внимание на деревянный коричневый, двухэтажный жилой дом, некогда принадлежащий Назарьеву. Притулился он на самом углу двух пересекающихся улиц Державинской и Карла Маркса. Со всех сторон на него надвигаются новые многоэтажные жилые корпуса. Думается, и ему недолго жить, хотя он такой в городе остался в единичном экземпляре. Все ж, наверное, снесут, ведь уже много чего снесли. По поводу разрушения старого города можно говорить долго и нудно. У нас старого города осталось еще много, и местные власти объявили ему настоящую войну. В чем-то они правы: кому охота жить в старых ветхих домах? Да и раздражает, наверное, молодых руководителей и архитекторов наша провинциальная убогость и отсталость, символом которой и является старый город. Впрочем, что я говорю, какая там отсталость. Тамбов он, по сути, и есть вот этот самый старый город, снеси его и другое что-то появится, может Нью Тамбов. Но старый Тамбов крепкий орешек. С ним и в советское время воевали, да так ничего и не добились, те же деревянные кварталы, почти точные копии своих братьев в дореволюционном центре, вылезли вдруг на окраинах. Через какое-то время и с ними придется воевать.
За филармонией и гостиницей «Театральной» когда-то стояла Знаменская церковь. Ой, что это я говорю «за филармонией», ее то, как раз в те времена и не было, а вот церковь здесь почти с основания Тамбова. Тогда она располагалась у самых стен крепости в Стрелецкой слободе, и строили ее на средства Никольского Черниева монастыря (теперь Шацкий район Рязанской области). Монастырь этот также построил одну башню в крепости, и после этого впору было ему монахов распускать, а церкви запечатывать до лучших времен. На тамбовское строительство монастырь потратил все свои средства, оставшись без полушки. Кстати еще одно наблюдение. Правый придел в церкви освящен в честь прп. Сергия Радонежского, я по всей бывшей Тамбовской губернии насчитал около 15 церквей, в которых главный престол или придельный освящен в честь прп. Сергия и основание почти всех этих церквей относится к 17 веку, к тому времени, когда военных у нас здесь было больше чем аборигенов. Меня это навело на мысль, уж не считался ли преподобный Сергий в 16-17 веках покровителем воинов? А сейчас он покровитель учащихся. Как время меняется!
Храм в 17 веке был деревянным. Потом в крупном пожаре погорел вместе со Стрелецкой слободой. Снова к 1791 г. отстроился, теперь стал каменным. В конце 19 века местный настоятель жаловался епархиальным властям на бедность, дескать, приход маленький. Хотя по числу прихожан (757 душ мужского пола) он был вторым в городе после Троицкой церкви (1699 душ). Батюшка пенял на то, что среди этих 757 ни одного богатея, так что доход с них не ахти какой. В 1929 г. церковь сломали. Мешала проезду и новой жизни без Бога. От Знаменской церкви начиналась Знаменская улица. Ее переименовали в улицу Октябрьскую, чтобы и название не напоминало о храме. На фотографии 20-х гг. 20 века видна эта церковь в какой-то дымке, как будто мираж она или видение.
Вот и мост через речку Студенец. Улица Долгая пересекает речку, застуденецкая часть ее называлась Кадетской. Ее так именовали в честь кадетского училища, которое как раз на берегу Студенца находилось. Видно наших предков пугали большие расстояния, вот они и поделили главную улицу на Долгую и Кадетскую. Но их дети оказались смелее: зачем делить, пусть будет вся единой под именем Карла Маркса.
Студенец это наш Тибр (как в Риме) ну или, наша Москва-река. Если с моста посмотреть речушку на самом дне можно увидеть и уток-крякв в любое время года плавающих по ней. Это неправда, что она очень грязная. Пить из нее, конечно, не стоит, но канализацией она почти не воняет, ну может лишь немного. На берегу, с другой стороны моста уютно расположилась заправочная станция. Очень удобно! Если что - слив прямо в реку. Кстати сказать, у нас в Тамбове две набережные улицы: одна просто Набережная (вдоль канала Цны), другая Студенецкая набережная. Ее еще совсем недавно называли улица Катина и Кузнецова. Террористы такие были, а в Тамбове террор всегда чтили, все ж эсеровская столица. С течением времени подзабыли, кто это такие Катин и Кузнецов и называли эту улицу в народе Кати Кузнецовой, а когда спрашивали: «Кто это?» Отвечали: «Это пионерка такая была». Совсем недавно улице вернули прежнее ее название.
С незапамятных времен на Студенце размещались мельницы, самая большая из них принадлежала купцам Егоровым. Она и сейчас на берегу ручья существует, но теперь, конечно, для помола использует не силу водной стихии, а электрической энергии и называется она ОАО «Деметра». Высокая элеваторная башня этой самой «Деметры» даже после строительства нескольких многоэтажных домов, все равно доминирует в центре города, чем и пользуются ее владельцы для всякой наружной агитации. То огромный российский флаг вывесят на ее вершине, то какую-то трехконечную звезду разместят на стене, которая со временем покосилась и того и гляди упадет на головы несчастных мукомолов.
Долгая всегда считалась в Тамбове самой грязной. В былое время осенью и весной по ней могли перемещаться лишь обозы, потом часть ее замостили, в наше время она от начала до конца заасфальтирована, но все равно летом, в сушь постоянно над ней висит облако пыли, особенно на участке от здания ДОСААФ (бывший работный дом) почти до улицы Чичканова. Именно этот район когда-то входил в состав самого крупного прихода города принадлежащего Троицкой церкви. К нему даже относились выселки за городской тюрьмой на окраине города, они назывались Троицкими Двориками, жила здесь в грязных убогих хатках и полуземлянках городская голытьба. И еще к этому же приходу были приписаны Лазки (теперь один из районов города на севере) и Троицкие Выселки (это вообще в 12 верстах от храма). Троицкая церковь построена в Пушкарской слободе, где-то около в 1642 г., кое-где и вообще пишут, что стоит она здесь с основания города. [2]
В церкви хранилась очень чтимая древняя икона свт. Николая, одна из святынь допитиримовского времени, существующая в Тамбове с его основания. [3] В 1771 г. возвели каменный храм вместо деревянного, он просуществовал до 1846 г., когда был разобран и построен новый пятиглавый. Выглядел он очень шикарно, и вся территория вокруг него была благоустроена и представлялась хорошим местом для отдыха. Строили храм на средства купцов Малина, Жемарина и Мандрыкина. Купцы и в дальнейшей истории храма играли большую роль, а в 1900 г. купеческая часть прихода стала инициатором хорошей идеи по организации при Троицкой церкви братства свт. Николая. Впрочем, что я говорю, инициаторами, у нас в то время в стране все делалось по инициативе сверху, а уж низы подхватывали или не подхватывали. Так и братства велели в конце 19 века организовывать по всей стране, но не все на этот приказ откликнулись и одними из тех, кто творчески и с энтузиазмом взялись за дело были как раз состоятельные люди Троицкого прихода г. Тамбова. Трудно в наше время оценить деятельность такой организации, ее эффективность, но во всяком случае это был благородный порыв, попытка улучшить жизнь полагаясь на собственные силы, а не взывая только к власти. Состояло Братство из более чем 300 членов, двадцать раз в год проводило общее собрание, где заслушивались отчеты Совета Братства и решались разные вопросы.
Совет Братства с самого основания его возглавлял настоятель храма протоиерей П.К. Громковский, а в состав его входили лучшие люди, как сказали бы мы сейчас, прихода (товарищ председателя М. Ф. Затонский. Члены: С. Е. Гостев, Ф.Е. Степанов, А. И. Волков, священник А. Т. Богородицкий, священник А.П. Магнитский, П.И. Коротнев, В.Я. Ремезов, Ю. В. Охотина). Люди это все были деятельные и состоятельные. Чем же занимались? Заботились о стариках, для чего организована была богадельня им. Ремезовых на 9 человек в доме, принадлежащем Братству (в 1911 г. еще один дом для богадельни по дешевке прикупили у Ремезовых), помогали бедным, раздавая пособия, продукты вещи, оплачивали наем жилья. Причем прежде чем помогать сначала тщательно исследовали, а кто действительно нуждается в помощи и в чем конкретно. Содержали церковную школу, собирали средства на ремонт храма, помогали причту в постройке домов для жительства, занимались религиозно-нравственным просвещением. А откуда средства брали? Изыскивали разные способы: во первых членские взносы (иерархия членства была следующая: непременные почетные, почетные, пожизненные (если пожертвовал 100 руб), непременные, действительные (взнос с них 3-5 руб.), члены – соревнователи (взнос с них 1-3 руб.), сдавали в аренду дома принадлежащие Братству (эта статья приносила 1539 руб. 47 коп в год), установили кружки для сбора денег не только в храме, но и еще в одиннадцати точках прихода, в том числе магазинах В.И. Гусева, М.Ф. Затонского, С.М. Петина, Парецкого, С.Е. Гостевой, Копцева, И.М. Мокроусова. И, конечно же, копили (это наши предки любили делать) пользуясь процентами (и немалыми) с неприкосновенного капитала (который к 1913 г. составлял 2511 руб. 01 коп.). Вообщем если не считать прибыли с капитала, чистого дохода в год выходило около 1000 руб. Этого хватало на все и еще немного оставалось. Вот бы и нам сейчас так!
Помниться, как говорится на заре перестройки, было у нас одно братство, но что оно и что Троицкое – земля и небо. Разучились мы жить. И так сильно отличаемся от своих предков (у нас и сейчас есть в городе и Затонские и Петины (Бетины), которые возможно потомки вот этих самых братчиков), что кажется, Тамбов населили инопланетянами, которые ничего общего не имеет с теми, кто здесь жил раньше. Абсолютно разный менталитет. Вот хотя бы такой небольшой факт из жизни Братства. В 1912 г. члены Братства подняли влпрос о том, что необходимо из средств Братства внести в причтовый капитал 200 руб. на помин родителей Адриана Петровича и Александры Павловны Ремезовых. Ремезовы подарили братчикам дом на Студенецкой улице, и духовенство согласно было поминать и поминало родителей их бесплатно. Но братчики озаботились тем, что в состав причта ведь входят и те, кто не является членом Братства (духовенство им было), а «так как всякий труд должен быть оплачен Братство не в праве пользоваться даровым трудом других лиц». [4] И постановило положить в причтовый капитал 200 руб. У нас с советских времен отношение к даровому труду совсем иное. Да и не все ли наше государство и по сейчас основано на даровом труде? (Вспомните зарплаты учителей и иных бюджетников).
В наше время нет Троицкой церкви, ее закрыли в 1938 г. и передали гороно на строительные материалы. Теперь на месте церкви стоит памятник: танк «Тамбовский колхозник». [5] Вокруг него большая площадь, скамеечки, со всех сторон строят многоэтажные дома. Эта часть Троицкого прихода сильно поновлена, современные здания повсюду, а старые как островки тут и там совсем ветхие или полуветхие в тисках надвигающегося на них нового города.
Фотографии из коллекции краеведа А.И. Беспалова.
[1] Тамбовская энциклопедия. Тамбов, с. 439
[2] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. с. 42
[3] После революции утрачена.
[4] Доклады Совета общему очередному собранию Братств во имя свт. Николая при Троицкой церкви г. Тамбова. 1913 г. с. 15
[5] Вот что о памятнике в «Тамбовской энциклопедии» Е.Н. Капитонов: «Тамбовский колхозник», танковая колонна. Прошла боевой путь от Воронежа до Белоруссии. Построена на средства, собранные колхозниками Тамбовской области осенью 1942 г. Их инициатива дала начало всенародному движению помощи фронту». С. 585
Комментарии
Церковь в с. Стрельцы также С престолом Сергия Радонежского.
Может и правда был покровителем воинов, а может в память о Знаменской церкви...
Спасибо Вам за подобную информацию. Я провела в Тамбове свои первые 20 лет, но практически ничего о городе не знала.И теперь, приезжая сюда, поражаюсь, почему мне так приятно прогуливаться именно по центральной части города (к сожалению, испорченной современными застройкам) -дух намоленности не уходит с разрушением храмов! И как приятно мне было узнать, что бабушка жила практически рядом со Знаменской церковью,ее домик был во дворе дореволюционного доходного дома напротив небольшого скверика (где всегда было полно шампиньонов), рядом с роддомом №1, где родилась и я, и моя дочь, и, думаю, половнина жителей Тамбова, но, увы, теперь ни дома, ни роддома уже нет, на их месте очередные магазины.
Добавить комментарий