25 июня 2010 года вернулась научно-исследовательская группа вернулась с исследования территории близ железной дороги Обская - Бованенково. Участниками на этот раз стало 15 человек - членов нашей организации. С окончания исследований второго этапа, уже можно сделать серьезный вывод…
В 2008 году июнь- август Лабытнангском отделением Региональной общественной организации краеведов ЯНАО и Ямало-Ненецкой региональной молодежной общественной организации историко-краеведческого туризма «Горизонт» была проведена краеведческая экспедиция посвященная увековечению памяти строителей железной дороги «Чум- Лабытнанги. Основная цель экспедиции была поиск возможных захоронений заключенных времен 501-стройки.
За весь период работы экспедиции было выявлено 18 захоронений. Из них 3 – больших от 150 до 300 единиц захоронений.
После зарисовки местарасположения данных кладбищ были выявлены 2 из больших кладбищ заключенных, на которых похоронены пленные немцы и пять заключенных - англичан.
В 2008 году июнь- август Лабытнангском отделением Региональной общественной организации краеведов ЯНАО и Ямало-Ненецкой региональной молодежной общественной организации историко-краеведческого туризма «Горизонт» была проведена краеведческая экспедиция посвященная увековечению памяти строителей железной дороги «Чум- Лабытнанги. Основная цель экспедиции была поиск возможных захоронений заключенных времен 501-стройки.
За весь период работы экспедиции было выявлено 18 захоронений. Из них 3 – больших от 150 до 300 единиц захоронений.
После зарисовки местарасположения данных кладбищ были выявлены 2 из больших кладбищ заключенных, на которых похоронены пленные немцы и пять заключенных - англичан.
С сентября 2008 года было на общем собрании учредителей организации было решено организовать полное исследование по данным местам.
Второй этап был проведен с 7 мая 2010 года и закончился 25 июня 2010 года. Это обуславливается прежде всего с финансовыми трудностями.
Исследование в данной экспедиции проводяться на территории Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа. Основные этапы экспедиции пройдут вдоль железнодорожных трасс «Чум-Лабытнанги» и «Обская–Бованенково». Линия новой железной дороги «Обская-Бованенково» выбрана не случайно. По проекту ученых Главсевморпути за 1944 года проводились исследования а потом стройка новой железной дороги. И по развалинам и воспоминаниям заключенных Обского ИТЛ удалось выяснить, что вдоль железной дороги – «новой» также находились колонии Обского ИТЛ, заключенные которого трудились на строительстве железной дороги «Обская-Мыс Каменный.
Второй этап был проведен с 7 мая 2010 года и закончился 25 июня 2010 года. Это обуславливается прежде всего с финансовыми трудностями.
Исследование в данной экспедиции проводяться на территории Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа. Основные этапы экспедиции пройдут вдоль железнодорожных трасс «Чум-Лабытнанги» и «Обская–Бованенково». Линия новой железной дороги «Обская-Бованенково» выбрана не случайно. По проекту ученых Главсевморпути за 1944 года проводились исследования а потом стройка новой железной дороги. И по развалинам и воспоминаниям заключенных Обского ИТЛ удалось выяснить, что вдоль железной дороги – «новой» также находились колонии Обского ИТЛ, заключенные которого трудились на строительстве железной дороги «Обская-Мыс Каменный.
События, происшедшие на Ямальской земле, занимают важное место в истории Российского государства. Они отражают целую эпоху, связанную с культом личности И.В. Сталина. Никогда не сотрутся в памяти знаменитые сталинские стройки. К сожалению, политические репрессии, коснувшиеся почти каждой семьи, оставили болезненные рубцы не только в душах людей, но и самой истории. Строительство железной дороги «Чум – Салехард – Игарка» является частью современной истории, как Ямала, так и России. С началом этого строительства начинается эпоха освоения суши и воды, именно с этого времени происходят открытия многих источников золотого сырья – нефти и газа.
История 501 – стройки, из-за своей загадочности, увлекает многих. Несколько лет назад на страницах журнала «Ямальский меридиан» свою исследовательскую работу опубликовал кандидат исторических наук, декан Александр Сергеевич Пиманов. Уже не редкостью стало появление в ямальских СМИ отчетов музейных экспедиций по местам «501» - стройки. Но, не смотря на многочисленное количество исследователей ямальского ГУЛАГА, каждый год появляется все новые факты из истории строительства железной дороги, известной для многих как «мертвая дорога».
В фондах Лабытнангского городского краеведческого музея хранится более 2000 экспонатов, рассказывающие о истории строительства железной дороги «Чум – Лабытнанги». Основной сбор материала осуществлялся под средством обхода старожилов и очевидцев строительства, проживающих в городе Лабытнанги и близлежащих населенных пунктов. Кроме того, для пополнения фондов, бессменным директором музея Ириной Петровной Горской была организована экспедиция по лагпунктам 501 – стройки. Благодаря этим поездкам, фонды музея пополнились интересными фотоматериалами и экспонатами из быта строителей железной дороги.
4 февраля 1947 года Совет министров принял постановление «О производстве проектно-изыскательных работ по выбору места для строительства порта, судоремонтного завода в районе Обской губы и железной дороги от Северо-Печорской магистрали до порта». Уже 17 февраля 1947 года была организована Северная проектно-изыскательная экспедиция. Хотя по некоторым данным, проектировщики из Арктического научно-исследовательского института в 1945 году уже работали на берегу реки Ханмей, исследуя территорию от Оби до Уральского хребта. Не дожидаясь, даже первых результатов изысканий, Совет министров СССР 22 апреля 1947 года принял постановление, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству крупного морского порта на Мысе каменном, судоремонтного завода и и жилого поселка, а также начать строительство железной дороги от Печорской магистрали к порту. Для производства работ приказом министра МВД СССР Круглова было создано Северное Управление Главного управления лагерного железнодорожного строительства. Уже 13 мая начались земляные работы от станции Чум на Восток. 2 августа был сдан в эксплуатацию первый мост 501 – стройки через реку Воркута. А 5 декабря 1947 года было открыто рабочее движение поездов на участке «Чум-Собь». За неполные 5 месяцев работ было организовано 10 стройотделений, Обский лагерь, который в 1948 году стал основным в системе СУЛЖДС. На 1948 году МВД СССР поставило СУЛЖДС задачу: уложить главный путь от разъезда Собь до станции Обская с веткой до Лабытнаног. Итогом всех усилий было завершение 196 километровой ветки «Чум – Лабытнанги» к 5 декабря 1948 года. В этот день на левый берег Оби в поселок Лабытнанги пришел первый состав. История строительства здесь не оканчивается. Долгие годы, плоть до конца 1959 шло обновления полотна, реконструкция железнодорожных станций и близлежащих околотков. Кроме того, Северная экспедиция должна была закончить изыскательные работы на участке «Чум – Обская» и предоставить описание результатов. В конце 1959 года железная дорога «Чум – Лабытнанги была передана в постоянную эксплуатацию с подчинением МПС.
№ п/п Месторасположение кладбища Длина, ширина занимаемой территории
Указано в м. Ко-во могил Выяснении национальности
По воспоминаниям Кромова Примечание
1. Ст. Красный камень 23 м. х 12 м. 60 неизвестно
2. 187 км. 58 м. х 150 м. 100+2 братская 5 евреев, русские
3. Ст. Собь 180 х 260 330 Русские - 200. Немцы - 54, татары- 35, узбеки- 41, Получены с помощью Архива г. Воркута
4. 110 км. 330 х 600 1100 неизвестно
5. Ст. Полярный Урал (10 км. к горам) 25 х 45 15 Неизвестно
6. Разъезд Береговой 600 х 350 1500 неизвестно Скорее всего оно больше, но со временем исчезло
7. Ст. Елецкая - первое 340 х 280 1050 Русские, татары. Немцы, татары, японцы, австрийцы
8. Ст. Елецкая - второе 15 х 18 2 бр. Неизвестно
9. Ст. Хорота 1200 х 600 2800
7 братс. Неизвестно
10 54 км. 1800 х 2000 4000 неизвестно Половина смыло Усу точное количество неизвестно
11 Ст. Никита 2000 х 5000 8000 Неизвестно
12 Ст. Обская Сохранившиеся
380 х 1200 450 5 англичан, русские, татары, японцы,
3 американцев
В 2000 году произошел большой пожар поэтому точное расстояние кладбище, но по восп. Оно было самое большое
13 Ст Обская неизвестно 80 бр. могил неизвестно По восп.
14 г. Лабытнанги (ст. кладбище) 500 х 350 7 могил пол нашей теме Русские 5, 2 немца политические
15 Г. Лабытнанги № 1 неизвестно Выявлено пять Неизвестно
16 Г. Лабытнанги неизвестно Выявлено 16 Неизвестно
17 64 км. Обская-Бованенково 1200 х 1800 600 Англичане 6 чел, Американцы 7 чел, немцы 220 чел, литовцы, китайцы 23,
18 80 км. обская-Бованенково 1800 х 3000 1800 300 немцев, японцы. Американцы 6. Архив МВД России, ФСБ по Ямалу
Из-за выявления данных захоронений стало целесообразным организация таких экспедиций и в дальнейшем
Главный источник по воспоминаниям (отрывок)
(По воспоминаниям Кромова Василия Константиновича)
Родился я в Рязани в семье простого рабочего. Отец работал плотником на каком-то заводе. Мы дети учились в школе, если так можно сказать. Чаще всего с утра до ночи сидели на аэродроме и мечтали быть летчиками. Летчик из меня не получился. В армии я служил в 5 мотострелковой дивизии при штабе, писарчуком. Один грех, в сражениях не участвовал.
После окончания срока военной службы я вернулся в родной город. Работал на том же заводе, где и отец, только в конторе, начальником отдела кадров. Там я и получил свою судимость. Под моим началом работало пять специалистов. А так как в мои обязанности входило и начисление заработной платы, то я многое просто не успевал делать. Поручал различным товарищам по работе. И так получилось, что при начислении кто-то из моих коллег допустил ошибку. Конечно, ошибка незначительная, один нолик забыли поставить, но заводу, на котором работают около 300 человек. И это только на производстве, не считая техперсонала, конторщиков и других сотрудников. Так что из этой ошибки мы лишили получки многих рабочих. Естественно состоялся суд, и меня осудили на 13 лет лишения свободы с полной конфискацией имущества.
Около года я сидел на пересыльной в Печоре. Затем в 1948 году меня этапировали в Лабытнангскую пересылку. Условия жизни были никчемные. В Лабытнангах мы жили в одном бараке, а в нем около полторы сотни. И вы представить себе не можете, что это такое. Ночью душно, днем не протолкнутся. Все, кто ждал направления, жили в одном бараке. Там все вместе: бытовики, зэки со стажем и политические. Молодым парням приходилось не спать ночью, потому что ночь была любимым временем суток для зэков. Они то и дело задирались на слабеньких. Помню, даже одного щупленького мальца они сперва изнасиловали при всех, а потом подвесили обнаженным к потолку и оставили на всю ночь. Утром парня нашли мертвым. Около года я проторчал в этом бараке, а потом был переведен в 204 колонию на станцию Обская. Заключенные на колониях выполняли всю грязную работу. Отсыпка грунта на отдаленных участках. Иногда приходилось сутками находиться без еды, изнывая от жажды. Одежонка, у нас была почти ни какая. Спецовка из мешковины, а зимой фуфайка ободранная, да и шапка-ушанка. Около пяти месяцев я переходил из бригады в бригаду: то отсыпкой занимался, то так, еще чем нибудь. В 1949 при нашей колонии была создана спец бригада, которая занималась распределением мест для захоронения заключенных. Так я и попал в могильщики.
Бригада состояла из 12 человек. Она же делилась на две группы, в группе по шесть человек. Первая группа занималась выбором мест для захоронений, а также закапыванием и выкапыванием могил. В обязанности второй входила перевозка трупов, заполнение документации и скомканный обряд погребения. Я входил в первую группу. В бригаде имелся и транспорт: небольшой экскаватор для особых нужд, два самосвала, а также в нашем арсенале имелись и лошади. Мы обслуживали все колонии, начиная с Харпа и заканчивая Лабытнангами. Скажу сразу, работы было много. В день в разных местах мы хоронили по десять трупов. Иногда приходилось делать общие захоронения. Большое кладбище было в районе Обской, также в Харпе, да и вокруг Лабытнаног где-то около пяти больших кладбищ было.
Место для захоронения выбиралось по особому принципу. В этот принцип был внесен и пункт о хорошей земле. Нельзя было хоронить около озер. Обычно хоронили в одном километре от зон.
В районе станции Обская было около 400 могил, не считая 250 детских. На детское кладбище свозили умерших детей со всех околотков и зоновских детских домов. Также где-то около 20 могил общих. Иногда ведь приходилось хоронить по пять трупов в одной яме. А как-то мы закапали в одной могиле 10 младенцев. Места то было мало, а расширять захоронения не разрешали. Скажу по секрету, было и отдельное кладбище, это где сейчас «очистные», в 2-3 километрах, наверное. Якобы на нем хоронили деток, родившихся с физиологическими отклонениями. Но ими занимались другие люди. Помню, в том районе мы выкопали около 10 могил. Трупов не видели, поэтому точно не скажу. По слухам, особо уродливых убивали сами врачи и сразу закапывали, иногда и сами. Бывало, что приходилось хоронить и под деревом одного из зданий колонии. Так время то, какое было! Советская власть старалась оберегать от душевных потрясений своих граждан. Ни в коем случае, мы не должны были кому-то рассказывать, подписывали даже бумагу о неразглашении тайны. Пугали, что к нашему сроку еще несколько годков накинули. Это сейчас вам я рассказываю, хотя сам боюсь. Ну, мало ли…
Приходилось хоронить много: были немцы, англичане, японцы, голландцы, американцы, и даже итальянцы. Много было кого. Помню, есть даже целое кладбище немецких военнопленных. Их здесь было много. Были и офицеры вермахта. В среднем где-то таких мТл около тысячи. Помню на кладбище на обской, захоронили пять англичан – бывших летчиков. Возможно их расстреляли. Но они похоронены на Обском кладбище….
Обряд погребения – это мягко сказано. Труп заворачивали в плотное покрывало, обвязывали веревками и кидали в яму, а потом со словами «Покойся с миром», да и закапывали. Но чаще всего сколачивали из досок гробик и так хоронили. Древесины было много, поэтому гробы были добротными. Выстругивали гробы также мужики из нашей бригады. Поэтому работы было много…
То, что мы попали в эту бригаду, можно сказать, нам повезло в каком-то смысле. Наш распорядок начинался с семи часов. Мы жили в отдельной избе с решетками на окнах. Охраны большой не было, всего два охранника. Кормили хорошо, вечером даже 50 гр. давали. Мы были на отдельном счету. В семь – подъем, в 7.30 шли на завтрак, затем развод, 13.00 –обед, после опять работа и ужин в 22.00. Иногда, правда, бывали и такие дни, когда мы ложились в 2 часа ночи.
Интересного ни чего не было. Да и что там интересного, делать такую работу. В этом разве интерес?
После ликвидации нашей колонии в 1952 году, весь состав бригады отправили за Салехард. Вот там то нам пришлось поработать. Колонии были почти на каждом километре и люди там умирали целыми бригадами. В общем, работы было много. Что самое интересное, нас заставляли политических хоронить отдельно от других заключенных. Чаще всего на многие кладбища, мы не ставили ни каких знаков о захоронении. Просто закапывали и все.
В бригаде велся специальный журнал, в котором мы записывали место захоронения, количество могил и данные похороненных. Также существовала карта, на которую наносились захоронения. Кстати, во многих колониях был план всей близлежащей зон, включая кладбище. Ни какой документации не велось по детям. А почему, не знаем. Может где-то какая-то бумажка и есть, но мы такой документ не готовили. Потом мы всю документацию передали начальству, поэтому, что с ней случилось я не знаю.
В 1954 году меня освободили досрочно, как было написано в деле «за хорошее поведение». Да и зачем мы им нужны были, ведь колонии ликвидировались, и держать целую бригаду могильщиков стало неэкономно. Правда, мы НКВДэшникам оказали еще одну медвежью услугу, свели на нет некоторые кладбища. Поэтому трудно сейчас точно сказать, где нет захоронений. Да и годы берут свое, многое забываешь. Жизнь-то насыщенная была, наполненная разных приключений. И стараешься вспомнить что-то интересное и радующее душу, а плохое хочешь забыть.
Планирование работы
1. Картография и зарисовка территории кладбища.
2. Статистика захоронений.
3. Опрос свидетелей 501-стройки и старожилов города Лабытнанги, ст. Обская, пос. Харп и др.
4. Работа в Архивах: Архив МВД России, Архив ФСБ России по Тюменской области, Архив по личному составу ПУГГП, Ямало-ненецкий окружной Архив.
5. Проведение археологических раскопок.
6. Отчет о проведенных исследований
План реализации проекта
Наименование мероприятия Периодичность выполнения
Подготовительный период:
Изыскание финансовых средств на реализацию проекта
Закупка оборудования для реализации проекта
Проведение экспедиции:
Проведение экспедиции
Исследовательская работа:
Работа в архивах
Опрос свидетелей организации
Подведение итогов и отчетность
Подготовка текстового материала по итогам проведенных работ
Создание документального фильма
Издания отчета о проведении работы
Подготовка эскиза памятного знака на месте захоронения немецких военнопленных
Открытие памятного знака
Ожидаемые результаты:
1. Подготовка текстового материала по итогам проведенных работ.
2. Создание документального фильма.
3. Издания отчета о проведении работы.
4. Подготовка эскиза памятного знака на месте захоронения немецких военнопленных.
5. Открытие памятного знака.
Механизм оценки результата
Контроль за подготовкой и реализацией данной экспедиции будет осуществляться непосредственно координационным советом, в состав который войдут представители Ямало-Ненецкой региональной молодежной общественной организации историко-краеведческого туризма «Горизонт», Региональная общественная организация общество краеведов ЯНАО «Обдория», представители гг. Салехард, Лабытнанги, станции обская и поселка Харп.
При осуществлении грантовой поддержки, отчет о проделанной работы предоставляется последний месяц текущего месяца.
Дальнейшее развитие проекта
При полной реализации текущего проекта возможна организация и возведение мемориального комплекса, посвященного строителям железной дороги «Чум – Лабытнанги». Ведь люди, которым посвящен будет мемориал, строили дорогу не только служит воротами на Ямал, но и является своеобразным памятникам гению человека, его труду, упорству и возможностям, а также тем невинным жертвам репрессий, которые невольно участвовали в строительстве полярной железнодорожной магистрали.
История 501 – стройки, из-за своей загадочности, увлекает многих. Несколько лет назад на страницах журнала «Ямальский меридиан» свою исследовательскую работу опубликовал кандидат исторических наук, декан Александр Сергеевич Пиманов. Уже не редкостью стало появление в ямальских СМИ отчетов музейных экспедиций по местам «501» - стройки. Но, не смотря на многочисленное количество исследователей ямальского ГУЛАГА, каждый год появляется все новые факты из истории строительства железной дороги, известной для многих как «мертвая дорога».
В фондах Лабытнангского городского краеведческого музея хранится более 2000 экспонатов, рассказывающие о истории строительства железной дороги «Чум – Лабытнанги». Основной сбор материала осуществлялся под средством обхода старожилов и очевидцев строительства, проживающих в городе Лабытнанги и близлежащих населенных пунктов. Кроме того, для пополнения фондов, бессменным директором музея Ириной Петровной Горской была организована экспедиция по лагпунктам 501 – стройки. Благодаря этим поездкам, фонды музея пополнились интересными фотоматериалами и экспонатами из быта строителей железной дороги.
4 февраля 1947 года Совет министров принял постановление «О производстве проектно-изыскательных работ по выбору места для строительства порта, судоремонтного завода в районе Обской губы и железной дороги от Северо-Печорской магистрали до порта». Уже 17 февраля 1947 года была организована Северная проектно-изыскательная экспедиция. Хотя по некоторым данным, проектировщики из Арктического научно-исследовательского института в 1945 году уже работали на берегу реки Ханмей, исследуя территорию от Оби до Уральского хребта. Не дожидаясь, даже первых результатов изысканий, Совет министров СССР 22 апреля 1947 года принял постановление, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству крупного морского порта на Мысе каменном, судоремонтного завода и и жилого поселка, а также начать строительство железной дороги от Печорской магистрали к порту. Для производства работ приказом министра МВД СССР Круглова было создано Северное Управление Главного управления лагерного железнодорожного строительства. Уже 13 мая начались земляные работы от станции Чум на Восток. 2 августа был сдан в эксплуатацию первый мост 501 – стройки через реку Воркута. А 5 декабря 1947 года было открыто рабочее движение поездов на участке «Чум-Собь». За неполные 5 месяцев работ было организовано 10 стройотделений, Обский лагерь, который в 1948 году стал основным в системе СУЛЖДС. На 1948 году МВД СССР поставило СУЛЖДС задачу: уложить главный путь от разъезда Собь до станции Обская с веткой до Лабытнаног. Итогом всех усилий было завершение 196 километровой ветки «Чум – Лабытнанги» к 5 декабря 1948 года. В этот день на левый берег Оби в поселок Лабытнанги пришел первый состав. История строительства здесь не оканчивается. Долгие годы, плоть до конца 1959 шло обновления полотна, реконструкция железнодорожных станций и близлежащих околотков. Кроме того, Северная экспедиция должна была закончить изыскательные работы на участке «Чум – Обская» и предоставить описание результатов. В конце 1959 года железная дорога «Чум – Лабытнанги была передана в постоянную эксплуатацию с подчинением МПС.
№ п/п Месторасположение кладбища Длина, ширина занимаемой территории
Указано в м. Ко-во могил Выяснении национальности
По воспоминаниям Кромова Примечание
1. Ст. Красный камень 23 м. х 12 м. 60 неизвестно
2. 187 км. 58 м. х 150 м. 100+2 братская 5 евреев, русские
3. Ст. Собь 180 х 260 330 Русские - 200. Немцы - 54, татары- 35, узбеки- 41, Получены с помощью Архива г. Воркута
4. 110 км. 330 х 600 1100 неизвестно
5. Ст. Полярный Урал (10 км. к горам) 25 х 45 15 Неизвестно
6. Разъезд Береговой 600 х 350 1500 неизвестно Скорее всего оно больше, но со временем исчезло
7. Ст. Елецкая - первое 340 х 280 1050 Русские, татары. Немцы, татары, японцы, австрийцы
8. Ст. Елецкая - второе 15 х 18 2 бр. Неизвестно
9. Ст. Хорота 1200 х 600 2800
7 братс. Неизвестно
10 54 км. 1800 х 2000 4000 неизвестно Половина смыло Усу точное количество неизвестно
11 Ст. Никита 2000 х 5000 8000 Неизвестно
12 Ст. Обская Сохранившиеся
380 х 1200 450 5 англичан, русские, татары, японцы,
3 американцев
В 2000 году произошел большой пожар поэтому точное расстояние кладбище, но по восп. Оно было самое большое
13 Ст Обская неизвестно 80 бр. могил неизвестно По восп.
14 г. Лабытнанги (ст. кладбище) 500 х 350 7 могил пол нашей теме Русские 5, 2 немца политические
15 Г. Лабытнанги № 1 неизвестно Выявлено пять Неизвестно
16 Г. Лабытнанги неизвестно Выявлено 16 Неизвестно
17 64 км. Обская-Бованенково 1200 х 1800 600 Англичане 6 чел, Американцы 7 чел, немцы 220 чел, литовцы, китайцы 23,
18 80 км. обская-Бованенково 1800 х 3000 1800 300 немцев, японцы. Американцы 6. Архив МВД России, ФСБ по Ямалу
Из-за выявления данных захоронений стало целесообразным организация таких экспедиций и в дальнейшем
Главный источник по воспоминаниям (отрывок)
(По воспоминаниям Кромова Василия Константиновича)
Родился я в Рязани в семье простого рабочего. Отец работал плотником на каком-то заводе. Мы дети учились в школе, если так можно сказать. Чаще всего с утра до ночи сидели на аэродроме и мечтали быть летчиками. Летчик из меня не получился. В армии я служил в 5 мотострелковой дивизии при штабе, писарчуком. Один грех, в сражениях не участвовал.
После окончания срока военной службы я вернулся в родной город. Работал на том же заводе, где и отец, только в конторе, начальником отдела кадров. Там я и получил свою судимость. Под моим началом работало пять специалистов. А так как в мои обязанности входило и начисление заработной платы, то я многое просто не успевал делать. Поручал различным товарищам по работе. И так получилось, что при начислении кто-то из моих коллег допустил ошибку. Конечно, ошибка незначительная, один нолик забыли поставить, но заводу, на котором работают около 300 человек. И это только на производстве, не считая техперсонала, конторщиков и других сотрудников. Так что из этой ошибки мы лишили получки многих рабочих. Естественно состоялся суд, и меня осудили на 13 лет лишения свободы с полной конфискацией имущества.
Около года я сидел на пересыльной в Печоре. Затем в 1948 году меня этапировали в Лабытнангскую пересылку. Условия жизни были никчемные. В Лабытнангах мы жили в одном бараке, а в нем около полторы сотни. И вы представить себе не можете, что это такое. Ночью душно, днем не протолкнутся. Все, кто ждал направления, жили в одном бараке. Там все вместе: бытовики, зэки со стажем и политические. Молодым парням приходилось не спать ночью, потому что ночь была любимым временем суток для зэков. Они то и дело задирались на слабеньких. Помню, даже одного щупленького мальца они сперва изнасиловали при всех, а потом подвесили обнаженным к потолку и оставили на всю ночь. Утром парня нашли мертвым. Около года я проторчал в этом бараке, а потом был переведен в 204 колонию на станцию Обская. Заключенные на колониях выполняли всю грязную работу. Отсыпка грунта на отдаленных участках. Иногда приходилось сутками находиться без еды, изнывая от жажды. Одежонка, у нас была почти ни какая. Спецовка из мешковины, а зимой фуфайка ободранная, да и шапка-ушанка. Около пяти месяцев я переходил из бригады в бригаду: то отсыпкой занимался, то так, еще чем нибудь. В 1949 при нашей колонии была создана спец бригада, которая занималась распределением мест для захоронения заключенных. Так я и попал в могильщики.
Бригада состояла из 12 человек. Она же делилась на две группы, в группе по шесть человек. Первая группа занималась выбором мест для захоронений, а также закапыванием и выкапыванием могил. В обязанности второй входила перевозка трупов, заполнение документации и скомканный обряд погребения. Я входил в первую группу. В бригаде имелся и транспорт: небольшой экскаватор для особых нужд, два самосвала, а также в нашем арсенале имелись и лошади. Мы обслуживали все колонии, начиная с Харпа и заканчивая Лабытнангами. Скажу сразу, работы было много. В день в разных местах мы хоронили по десять трупов. Иногда приходилось делать общие захоронения. Большое кладбище было в районе Обской, также в Харпе, да и вокруг Лабытнаног где-то около пяти больших кладбищ было.
Место для захоронения выбиралось по особому принципу. В этот принцип был внесен и пункт о хорошей земле. Нельзя было хоронить около озер. Обычно хоронили в одном километре от зон.
В районе станции Обская было около 400 могил, не считая 250 детских. На детское кладбище свозили умерших детей со всех околотков и зоновских детских домов. Также где-то около 20 могил общих. Иногда ведь приходилось хоронить по пять трупов в одной яме. А как-то мы закапали в одной могиле 10 младенцев. Места то было мало, а расширять захоронения не разрешали. Скажу по секрету, было и отдельное кладбище, это где сейчас «очистные», в 2-3 километрах, наверное. Якобы на нем хоронили деток, родившихся с физиологическими отклонениями. Но ими занимались другие люди. Помню, в том районе мы выкопали около 10 могил. Трупов не видели, поэтому точно не скажу. По слухам, особо уродливых убивали сами врачи и сразу закапывали, иногда и сами. Бывало, что приходилось хоронить и под деревом одного из зданий колонии. Так время то, какое было! Советская власть старалась оберегать от душевных потрясений своих граждан. Ни в коем случае, мы не должны были кому-то рассказывать, подписывали даже бумагу о неразглашении тайны. Пугали, что к нашему сроку еще несколько годков накинули. Это сейчас вам я рассказываю, хотя сам боюсь. Ну, мало ли…
Приходилось хоронить много: были немцы, англичане, японцы, голландцы, американцы, и даже итальянцы. Много было кого. Помню, есть даже целое кладбище немецких военнопленных. Их здесь было много. Были и офицеры вермахта. В среднем где-то таких мТл около тысячи. Помню на кладбище на обской, захоронили пять англичан – бывших летчиков. Возможно их расстреляли. Но они похоронены на Обском кладбище….
Обряд погребения – это мягко сказано. Труп заворачивали в плотное покрывало, обвязывали веревками и кидали в яму, а потом со словами «Покойся с миром», да и закапывали. Но чаще всего сколачивали из досок гробик и так хоронили. Древесины было много, поэтому гробы были добротными. Выстругивали гробы также мужики из нашей бригады. Поэтому работы было много…
То, что мы попали в эту бригаду, можно сказать, нам повезло в каком-то смысле. Наш распорядок начинался с семи часов. Мы жили в отдельной избе с решетками на окнах. Охраны большой не было, всего два охранника. Кормили хорошо, вечером даже 50 гр. давали. Мы были на отдельном счету. В семь – подъем, в 7.30 шли на завтрак, затем развод, 13.00 –обед, после опять работа и ужин в 22.00. Иногда, правда, бывали и такие дни, когда мы ложились в 2 часа ночи.
Интересного ни чего не было. Да и что там интересного, делать такую работу. В этом разве интерес?
После ликвидации нашей колонии в 1952 году, весь состав бригады отправили за Салехард. Вот там то нам пришлось поработать. Колонии были почти на каждом километре и люди там умирали целыми бригадами. В общем, работы было много. Что самое интересное, нас заставляли политических хоронить отдельно от других заключенных. Чаще всего на многие кладбища, мы не ставили ни каких знаков о захоронении. Просто закапывали и все.
В бригаде велся специальный журнал, в котором мы записывали место захоронения, количество могил и данные похороненных. Также существовала карта, на которую наносились захоронения. Кстати, во многих колониях был план всей близлежащей зон, включая кладбище. Ни какой документации не велось по детям. А почему, не знаем. Может где-то какая-то бумажка и есть, но мы такой документ не готовили. Потом мы всю документацию передали начальству, поэтому, что с ней случилось я не знаю.
В 1954 году меня освободили досрочно, как было написано в деле «за хорошее поведение». Да и зачем мы им нужны были, ведь колонии ликвидировались, и держать целую бригаду могильщиков стало неэкономно. Правда, мы НКВДэшникам оказали еще одну медвежью услугу, свели на нет некоторые кладбища. Поэтому трудно сейчас точно сказать, где нет захоронений. Да и годы берут свое, многое забываешь. Жизнь-то насыщенная была, наполненная разных приключений. И стараешься вспомнить что-то интересное и радующее душу, а плохое хочешь забыть.
Планирование работы
1. Картография и зарисовка территории кладбища.
2. Статистика захоронений.
3. Опрос свидетелей 501-стройки и старожилов города Лабытнанги, ст. Обская, пос. Харп и др.
4. Работа в Архивах: Архив МВД России, Архив ФСБ России по Тюменской области, Архив по личному составу ПУГГП, Ямало-ненецкий окружной Архив.
5. Проведение археологических раскопок.
6. Отчет о проведенных исследований
План реализации проекта
Наименование мероприятия Периодичность выполнения
Подготовительный период:
Изыскание финансовых средств на реализацию проекта
Закупка оборудования для реализации проекта
Проведение экспедиции:
Проведение экспедиции
Исследовательская работа:
Работа в архивах
Опрос свидетелей организации
Подведение итогов и отчетность
Подготовка текстового материала по итогам проведенных работ
Создание документального фильма
Издания отчета о проведении работы
Подготовка эскиза памятного знака на месте захоронения немецких военнопленных
Открытие памятного знака
Ожидаемые результаты:
1. Подготовка текстового материала по итогам проведенных работ.
2. Создание документального фильма.
3. Издания отчета о проведении работы.
4. Подготовка эскиза памятного знака на месте захоронения немецких военнопленных.
5. Открытие памятного знака.
Механизм оценки результата
Контроль за подготовкой и реализацией данной экспедиции будет осуществляться непосредственно координационным советом, в состав который войдут представители Ямало-Ненецкой региональной молодежной общественной организации историко-краеведческого туризма «Горизонт», Региональная общественная организация общество краеведов ЯНАО «Обдория», представители гг. Салехард, Лабытнанги, станции обская и поселка Харп.
При осуществлении грантовой поддержки, отчет о проделанной работы предоставляется последний месяц текущего месяца.
Дальнейшее развитие проекта
При полной реализации текущего проекта возможна организация и возведение мемориального комплекса, посвященного строителям железной дороги «Чум – Лабытнанги». Ведь люди, которым посвящен будет мемориал, строили дорогу не только служит воротами на Ямал, но и является своеобразным памятникам гению человека, его труду, упорству и возможностям, а также тем невинным жертвам репрессий, которые невольно участвовали в строительстве полярной железнодорожной магистрали.
Комментарии
Добавить комментарий