история

Фотоконкурс

09.10.2009 18:33 — jogich
Фотоконкурс по истории и памятникам России

НАЧАЛО ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ В СЕЛЕ ШАПКИНО

10.04.2009 19:05 — svit68
НАЧАЛО ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ В СЕЛЕ ШАПКИНО

ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ

  За последние десятилетия многое было разрушено, потеряны многие идеалы и забыты поучительные страницы нашей истории, истории наших предков и их славных дел. Люди перестали уважать свое прошлое и попрали духовные основы своей жизни. От этого и многие беды. Разруха не только вокруг, но и в головах. В наше время люди находятся в атмосфере духовной опустошенности, в условиях разрушения традиционных для России и населяющих ее народов нравственных ценностей. Лишенные религиозного образования и воспитания, они впитывают в себя многие негативные явления современной жизни. Многие люди привыкли действовать без оглядки на совесть, «брать от жизни все» без разбора. Быть может, данная корреспонденция об изначальной церковной жизни и истории постройки церкви Архангела Михаила в селе Шапкино поможет на примере славных дел предков дать больше нравственных сил в наше трудное время.

1. О первых людях  села Шапкино
В начале 18 века неспокойно было на землях рек Вороны и Хопра. Это была юго восточная граница государства Российского. Для освоения этих земель и защиты от набегов крымских и ногайских татар в 1698 году был основан город-крепость Борисоглебск. В 17 веке многие «вольные» казаки вступили в уже существовавшие к тому времени корпорации служилых людей «по прибору», ведь там они получали постоянное жалованье деньгами, продуктами и земельными наделами. В пограничных городах размещались преимущественно служилые казаки, которые селились в особых казачьих слободах. «Прибираемые» для службы казаки получали название того города, где были поселены, с определением характера службы (станичной, полковой, городовой). Внутренняя организация служилых казаков была такой же, как у городовых стрельцов. Они делились на сотни, полусотни и десятки. Также служилыми людьми по прибору были помимо казаков: стрельцы, дети боярские, пушкари, солдаты, рейтары, копейщики, драгуны. По практике от города-крепости появлялись поселения не далее пятнадцати верст и только позже сторожа и станицы уходили до сорока – шестидесяти верст. 
  В начале 18 века крымские и ногайские татары совершали грабительские набеги на Борисоглебский край, уводили в плен, в рабство мужчин, женщин, детей, угоняли скот, разрушали жилища, топтали поля. Основную часть населения края составляли тогда мелкие служилые люди: стрельцы, казаки, пушкари, поселенные драгуны, солдаты, рейтары, дети боярские. Это были одновременно и воины, и земледельцы. Для защиты от татарских набегов они строили земляные и деревянные укрепления, отражали нападения татар. Они же начали распахивать целинные земли. 
  И вот в это время наши предки обосновались на месте села Шапкино. Первое упоминание о нем было за 1710 год и называлось село Шапкино в то время – деревня Исапова станичной службы. И было в ней тогда станичниковых 23 двора. 
  Помимо охраны окружающих земель, жители несли еще и другие общегосударственные и местные повинности, требовавшие затрат человеческого труда, тягловой силы, сельскохозяйственных продуктов и денежных средств. Они обязаны были за свой счет содержать ландмилицию – особый род полурегулярных войск, учрежденных в 1713 году для охраны южной границы. 
  Трудно и опасно было жить нашим предкам. И не всем поселенцам пришлось это по душе. Но те, кто оставались, были сильны духом и верой. И, недаром, с первых же дней была у них построена часовня Архангела Михаила. Нашему рациональному сознанию трудно понять, почему первым делом, на любом новом месте, казаки строили часовню или храм. А ведь наши предки-казаки свое духовное и нравственное начало находили в Православии. Они были очень набожные люди. За родную землю, за правое дело, за Православие казаки шли в бой с крестным знамением. Самыми большими ценностями для казаков были: Вера, Родина, казачья честь, дети, непререкаемый авторитет старейшин. На этой базе были основаны жизненные принципы образа жизни наших предков. Душу - Богу, Сердце - людям, Жизнь - Отечеству, Честь - никому. Поэтому, переселяясь на новые места, казаки сразу же строили сторожевую вышку, предупреждающую жителей о вражеских набегах и, наряду с временными землянками и шалашами, хотя бы небольшую, но часовню. 
  И недаром предки жителей Шапкино назвали часовню именем Архангела Михаила - архистратига (по-гречески - верховный военачальник). Он полководец, воевода верных Богу ангелов, победоносный враг Сатаны, победитель зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Архангел Михаил - первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копьем в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия - диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами - служителями Божиими и злыми духами - ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копьем, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. Таковыми и хотели быть наши предки, основавшие село Шапкино. Таковыми и должны быть мы, их потомки.
  А вот слова молитвы, с которыми наши предки обращались к Архангелу Михаилу, свершая свои ратные и трудовые дела и подвиги:
  «О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным и избави нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избави нас навсегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.»
2. О построении церкви 
Архангела Михаила  в селе Шапкино

К 1723 году жизнь в селе Шапкино устоялась. Уже несколько лет не было набегов крымских и ногайских татар. И в январе 1723 года жители села решили строить в селе церковь. И от имени пятидесятника села Шапкино Леонтия Гавриловича Черникова была написана челобитная:
  «Всепресветлейший державнейший император и самодержец всероссийский Петр Великий, отец отечества, государь всемилостивейший.
  В прошлом, государь, по твоему императорскому величества указу поселено вышеозначенное село Шапкино на речке Исапе дворов семьдесят и больши. А в том селе церкви Божи нет и от города Борисоглебска и от другие села в дальном расстоянии верстах в шестидесяти и больши и многия того села жители помирают без покояния и без причащения и родитеницы лежат без молитв. Многое время и ныне мы, того села жители, обещали в том селе построить внове церковь Божию во имя Архистратига Михаила и к той церкви обещали ис своих дач попу с причетником пашенной земли и своих дач обещали петнадцать четвертей в поли, а в двух потому ж, сенных покосов петнадцать копен.
  Всемилостивейший государь, просим вашего императорского величества: вели, государь, в том селе Шапкине построить внове церковь во имя Архистратига Михаила и о строении оной церкви дать свой императорского величества указ.
  Вашего величества нижайшие рабы Борисоглебского уезду села Шапкина пятидесятник Леонтей Гаврилов сын Черников и слободы жители. 1723 году генваря в день, а челобитную писал Борисоглебского уезду корочанской слободы поп Василей Сафонов по прошению того села жителей и к сей челобитной борисоглебской подьячей Иван Савелов вместо пятидесятника Леона Черникова и всех той слободы жителей по их прошению руку приложил.»
  И 11 января 1723 года (все даты здесь и далее по старому стилю) эта челобитная была подана. А в июне 1723 года в дополнение к этой челобитной расспросили попа села Шапкино Якова Данилова и записали:
  «Июня 19 числа 723 году против вышеозначенноя пометы Борисоглебского уезду села Шапкина поп Яков Данилов по св(я)щенству сказал: как по его императорского величества указу то челобитье вышеозначенных просителей во оном селе Шапкине ц(е)рковь Б(о)жию во имя Архангела Михаила повелено будет построить и на то строение лес будут готовить из своих лесных угодей и строить будут вышеозначенные челобитчики своими люд(ь)ми и как состроена оная церковь и ко осв(я)щению изготовлена будет и в той ц(е)ркви для с(вя)щеннослужения свечи и ладан и протчее, что к тому служению потребное отправлять будут оные ж просители… и они св(я)щеннослужителям при оной ц(е)ркви пропитания им будут и вышеписанноя поступноя пашенноя земли и от сенных покосов и от приходцких дворов и н(ы)не-де сверх оного челобития в том же селе вновь еще поселяне из разных уездов рейтары и копейщики пятнадцать дворов да к той же-де ц(е)ркви в приходе будут вотчины дворянина Степана Антипова сына Запалотного д(е)р(е)вня Запалотная, которую он поселил после того ж челобит(ь)я, а в ней двое помещиковых да кр(е)ст(ь)янских девять дворов. Итого после вышеозначенного челобит(ь)я поселено двадцать пять дворов. Всего у оноя Ц(е)ркви в приходе будет девяноста восемь дворов. К сей скаски поп Иаков руку приложил».  
С. Н. ВИТЮТИН.
г. Москва. Апрель, 2009.
(Окончание следует).

Краеведение в видеоформате

05.04.2009 17:15 — Гость

Я увлекаюсь водным туризмом и накопил уже достаточно большой фото- и видеоархив. Уже давно есть желание оформить все это в учебный видеофильм - в моем архиве труднодоступные реки, водопады, пороги, хребты...

Вопросов несколько.

1. Вроде бы частному лицу нельзя самостоятельно тиражировать что-либо на лазерных дисках. Даже, если он не преследует коммерческой выгоды. Может, я ошибаюсь, но данные такие ко мне поступали. В инете найти внятную информацию не удалось.

2. Качество изображения. Достаточно ли уровня MovieMaker для создания фильмов, которые можно смотреть не только на мониторе компа, но и на большом экране с помощью проектора?

3. Нужно ли платить архивам, музеям, библиотекам, если ты захочешь включить в фильм что-то из их фондов? Вроде бы фильм собираюсь сделать в некоммерческих целях - просто сделать и отдать в тот же музей, пусть пользуются на здоровье.

Попробовал пока поискать в инете нечто похожее на мою идею. По Красноярску нашел пока только один ролик:

http://www.youtube.com/watch?v=l6SzXW7EipU

На мой взгляд, он более художественный, нежели содержательный, да и коротковат. Мои-то замыслы шире :) Но сама тенеденция подтверждается - краеведение начинают представлять в видеоформате.

О времени основания Мучкапа и Коростелево Тамбовской области

21.12.2008 20:52 — svit68

В 2010 году двум населенным пунктам Мучкапского района Тамбовской области исполнится 300 лет.

В начале 18 века земли в нижнем течении реки Ворона начали активно заселяться. Хотя и до этого эти места не были пустынны. Вели здесь промысел «разные отважные люди». Но постоянные поселения начали появляться после основания в 1698 году города-крепости Борисоглебска с двумя слободами: Станичной и Солдатской. Небезопасна была тогда эта земля. В любой момент можно было ждать разбойничего набега «неприятельских людей калмык и воровских казаков». И первыми жителями нашего края становились служилые люди (с семьями): солдаты, казаки, дети боярские, которые занимались крестьянским трудом и одновременно несли военно-сторожевую службу. Уже в 1701 году появились села выше по течению реки Ворона. Это были Чигорак и Богана. В  1710 году уже упоминается деревня Коростелево. «… было в той деревни салдацких тридцать три двора, людей в них мужеска полу от младенца до старости восемьдесят четыре человека», о чем хранится запись в Российском государственном архиве древних актов в Москве (РГАДА, ф.350, оп.1. ед.хр.404). По переписи 1714 года Коростелево еще было деревней. Следующая запись в ревизиях о Коростелеве сохранилась лишь 1748 года, где имеется перепись уже села Коростелево, датированная непосредственно 1745 годам, и проживало там уже 430 душ мужского пола. Церковь святого Николая Чудотворца была соответственно построена с 1714 по 1745 год. Надеюсь, более точную дату открытия церкви, со временем смогу обнаружить в архивах Москвы. Так как пашенные, покосные,  лесные, речные и бортные владения у коростелевских крестьян были по обеим сторонам реки Ворона, то люди вынуждены были начать строить дома и на левом берегу Вороны. Со временем крестьянское общество по каким-то неведомым нам причинам решило разделится на две независимых общества  и оба в первое время с названием  Коростелево.  Возможной причиной послужила  построенная в 1763 году вторая  церковь уже на левом берегу реки Ворона. Со временем одна из  половин села стала называться Коростелево, Мучкап тож, а  в дальнейшем просто село Мучкап. Когда же это древнее село разъединилось на две части? Пока мы можем только указать промежуток между 1768 и 1784 годам. По материалам исследований в Архиве Консистории (сейчас находится в фондах Государственного архива Тамбовской области)  П. Благонадеждин в своей книге «Село Мучкап» сообщает, что за 1768 год упоминается только одно село Коростелево с Никольской церквью с приходом в 170 дворов и с «двумя попами: Феофилакт Михайлов и Кирилл Петров».

А уже в 1784 году имеются уже две разные ревизские сказки. По описи архива Консистории под  №19 значится при Николаевской церкви села Коростелева (Мучкап тож) дворов только 140 и один поп Кирилл Петров, а под № 20 при Никольской Церкви села Коростелева 92 двора и один поп Евтихий Ефремов.  Возможно это произошло и не позже 1782 года. Ведь по материалам межевания Тамбовской губернии, которое проходило с 1782 по 1797 год имеется следующее описание:
- дача межевания №14, «селы Коростелево и Мучкап с выделенными из оных селениев для прогону скота пятью хуторами владения однадворцев», положения имеют: «Коростелево на правой стороне реки Вороны, церковь деревянная во имя Николая Чудотворца; Мучкап оврага Березова на правой, а безымянного отвершка на левой сторонах, на коем пруд. Церковь деревянная во имя Николая Чудотворца, хутора: первой, второй, и третей – на правой стороне речьки Альшанки, четвертой по обе стороны безымянного отвершка, пятой речки Подгорной на правой стороне, в даче на реке Вороне мучная мельница о четырех поставах с толчеею; земля чернозем и солонцоватая, хлеб и покосы средственны, лес дровяной, однадворцы на положенном окладе».  В селе Коростелево число дворов 79, по ревизии душ мужского пола 215, женского 220; в селе Мучкап число дворов 130, по ревизии душ мужского пола 374, женского пола 389. Всего в селах Коростелево и Мучкап мужского пола 589, женского 609 ( к сожалению у П.Благонадеждина в его книге эти данные по Мучкапу  не правильные – дворов 130, мужского пола 624, женского 389)

До настоящего времени в справочной и исторической литературе о дате основания Мучкапа ( в настоящее время Мучкапский) или не пишется просто или сообщаются совершенно абсурдные даты. Например в Тамбовской энциклопедии, изданной в 2004 году пишется: «Мучкапский, пгт (с 1950), адм. центр Мучкапского р-на. Возник не позднее 1811 (дата постройки первой церкви) как однодворческое село.». Ну а в книге Н.В.Муравьева «Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области» о дате возникновения  Мучкапа вообще не упоминается ни слова, а современное название села Коростелево просто не правильно написано – Корыстелево, и первое упоминании датируется 1714 годом. Думаю настало время восстановить историческую несправедливость.  На основании изложенного мной выше я утверждаю: В 2010 году селу Коростелево и р.п. Мучкапский исполняется 300 лет!

IV всероссийский конкурс "Наследие предков - молодым 2008"

18.12.2008 09:53 — jogich

IV всероссийский конкурс "Наследие предков - молодым. 2008"

Конкурс молодых историков
Объявляется прием работ на конкурс "Наследие предков молодым. 2008"

Организаторы конкурса

Общероссийская общественная организация "Союз маркшейдеров России",
Региональная общественная организация содействия изучению русской истории «Императорское Русское историческое общество города Москвы»,
Журнал "Русская история".

Цель

Развитие работ по истории Руси, популяризация сведений о прошлом русского народа, формирование нового поколения русских историков.

Номинации

1. История Руси (допетровская эпоха);

2. Переломные точки русской истории;

3. Доходчиво и интересно о нашем прошлом;

4. Русское краеведение.

 

Подробнее по ссылке.