Шапкино

НАЧАЛО ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ В СЕЛЕ ШАПКИНО

10.04.2009 19:05 — svit68
НАЧАЛО ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ В СЕЛЕ ШАПКИНО

ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ

  За последние десятилетия многое было разрушено, потеряны многие идеалы и забыты поучительные страницы нашей истории, истории наших предков и их славных дел. Люди перестали уважать свое прошлое и попрали духовные основы своей жизни. От этого и многие беды. Разруха не только вокруг, но и в головах. В наше время люди находятся в атмосфере духовной опустошенности, в условиях разрушения традиционных для России и населяющих ее народов нравственных ценностей. Лишенные религиозного образования и воспитания, они впитывают в себя многие негативные явления современной жизни. Многие люди привыкли действовать без оглядки на совесть, «брать от жизни все» без разбора. Быть может, данная корреспонденция об изначальной церковной жизни и истории постройки церкви Архангела Михаила в селе Шапкино поможет на примере славных дел предков дать больше нравственных сил в наше трудное время.

1. О первых людях  села Шапкино
В начале 18 века неспокойно было на землях рек Вороны и Хопра. Это была юго восточная граница государства Российского. Для освоения этих земель и защиты от набегов крымских и ногайских татар в 1698 году был основан город-крепость Борисоглебск. В 17 веке многие «вольные» казаки вступили в уже существовавшие к тому времени корпорации служилых людей «по прибору», ведь там они получали постоянное жалованье деньгами, продуктами и земельными наделами. В пограничных городах размещались преимущественно служилые казаки, которые селились в особых казачьих слободах. «Прибираемые» для службы казаки получали название того города, где были поселены, с определением характера службы (станичной, полковой, городовой). Внутренняя организация служилых казаков была такой же, как у городовых стрельцов. Они делились на сотни, полусотни и десятки. Также служилыми людьми по прибору были помимо казаков: стрельцы, дети боярские, пушкари, солдаты, рейтары, копейщики, драгуны. По практике от города-крепости появлялись поселения не далее пятнадцати верст и только позже сторожа и станицы уходили до сорока – шестидесяти верст. 
  В начале 18 века крымские и ногайские татары совершали грабительские набеги на Борисоглебский край, уводили в плен, в рабство мужчин, женщин, детей, угоняли скот, разрушали жилища, топтали поля. Основную часть населения края составляли тогда мелкие служилые люди: стрельцы, казаки, пушкари, поселенные драгуны, солдаты, рейтары, дети боярские. Это были одновременно и воины, и земледельцы. Для защиты от татарских набегов они строили земляные и деревянные укрепления, отражали нападения татар. Они же начали распахивать целинные земли. 
  И вот в это время наши предки обосновались на месте села Шапкино. Первое упоминание о нем было за 1710 год и называлось село Шапкино в то время – деревня Исапова станичной службы. И было в ней тогда станичниковых 23 двора. 
  Помимо охраны окружающих земель, жители несли еще и другие общегосударственные и местные повинности, требовавшие затрат человеческого труда, тягловой силы, сельскохозяйственных продуктов и денежных средств. Они обязаны были за свой счет содержать ландмилицию – особый род полурегулярных войск, учрежденных в 1713 году для охраны южной границы. 
  Трудно и опасно было жить нашим предкам. И не всем поселенцам пришлось это по душе. Но те, кто оставались, были сильны духом и верой. И, недаром, с первых же дней была у них построена часовня Архангела Михаила. Нашему рациональному сознанию трудно понять, почему первым делом, на любом новом месте, казаки строили часовню или храм. А ведь наши предки-казаки свое духовное и нравственное начало находили в Православии. Они были очень набожные люди. За родную землю, за правое дело, за Православие казаки шли в бой с крестным знамением. Самыми большими ценностями для казаков были: Вера, Родина, казачья честь, дети, непререкаемый авторитет старейшин. На этой базе были основаны жизненные принципы образа жизни наших предков. Душу - Богу, Сердце - людям, Жизнь - Отечеству, Честь - никому. Поэтому, переселяясь на новые места, казаки сразу же строили сторожевую вышку, предупреждающую жителей о вражеских набегах и, наряду с временными землянками и шалашами, хотя бы небольшую, но часовню. 
  И недаром предки жителей Шапкино назвали часовню именем Архангела Михаила - архистратига (по-гречески - верховный военачальник). Он полководец, воевода верных Богу ангелов, победоносный враг Сатаны, победитель зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Архангел Михаил - первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копьем в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия - диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами - служителями Божиими и злыми духами - ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копьем, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. Таковыми и хотели быть наши предки, основавшие село Шапкино. Таковыми и должны быть мы, их потомки.
  А вот слова молитвы, с которыми наши предки обращались к Архангелу Михаилу, свершая свои ратные и трудовые дела и подвиги:
  «О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным и избави нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избави нас навсегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.»
2. О построении церкви 
Архангела Михаила  в селе Шапкино

К 1723 году жизнь в селе Шапкино устоялась. Уже несколько лет не было набегов крымских и ногайских татар. И в январе 1723 года жители села решили строить в селе церковь. И от имени пятидесятника села Шапкино Леонтия Гавриловича Черникова была написана челобитная:
  «Всепресветлейший державнейший император и самодержец всероссийский Петр Великий, отец отечества, государь всемилостивейший.
  В прошлом, государь, по твоему императорскому величества указу поселено вышеозначенное село Шапкино на речке Исапе дворов семьдесят и больши. А в том селе церкви Божи нет и от города Борисоглебска и от другие села в дальном расстоянии верстах в шестидесяти и больши и многия того села жители помирают без покояния и без причащения и родитеницы лежат без молитв. Многое время и ныне мы, того села жители, обещали в том селе построить внове церковь Божию во имя Архистратига Михаила и к той церкви обещали ис своих дач попу с причетником пашенной земли и своих дач обещали петнадцать четвертей в поли, а в двух потому ж, сенных покосов петнадцать копен.
  Всемилостивейший государь, просим вашего императорского величества: вели, государь, в том селе Шапкине построить внове церковь во имя Архистратига Михаила и о строении оной церкви дать свой императорского величества указ.
  Вашего величества нижайшие рабы Борисоглебского уезду села Шапкина пятидесятник Леонтей Гаврилов сын Черников и слободы жители. 1723 году генваря в день, а челобитную писал Борисоглебского уезду корочанской слободы поп Василей Сафонов по прошению того села жителей и к сей челобитной борисоглебской подьячей Иван Савелов вместо пятидесятника Леона Черникова и всех той слободы жителей по их прошению руку приложил.»
  И 11 января 1723 года (все даты здесь и далее по старому стилю) эта челобитная была подана. А в июне 1723 года в дополнение к этой челобитной расспросили попа села Шапкино Якова Данилова и записали:
  «Июня 19 числа 723 году против вышеозначенноя пометы Борисоглебского уезду села Шапкина поп Яков Данилов по св(я)щенству сказал: как по его императорского величества указу то челобитье вышеозначенных просителей во оном селе Шапкине ц(е)рковь Б(о)жию во имя Архангела Михаила повелено будет построить и на то строение лес будут готовить из своих лесных угодей и строить будут вышеозначенные челобитчики своими люд(ь)ми и как состроена оная церковь и ко осв(я)щению изготовлена будет и в той ц(е)ркви для с(вя)щеннослужения свечи и ладан и протчее, что к тому служению потребное отправлять будут оные ж просители… и они св(я)щеннослужителям при оной ц(е)ркви пропитания им будут и вышеписанноя поступноя пашенноя земли и от сенных покосов и от приходцких дворов и н(ы)не-де сверх оного челобития в том же селе вновь еще поселяне из разных уездов рейтары и копейщики пятнадцать дворов да к той же-де ц(е)ркви в приходе будут вотчины дворянина Степана Антипова сына Запалотного д(е)р(е)вня Запалотная, которую он поселил после того ж челобит(ь)я, а в ней двое помещиковых да кр(е)ст(ь)янских девять дворов. Итого после вышеозначенного челобит(ь)я поселено двадцать пять дворов. Всего у оноя Ц(е)ркви в приходе будет девяноста восемь дворов. К сей скаски поп Иаков руку приложил».  
С. Н. ВИТЮТИН.
г. Москва. Апрель, 2009.
(Окончание следует).

Село Шапкино. Изначальное название - деревня Исапова.

04.03.2009 22:04 — svit68
ИЗНАЧАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ – ДЕРЕВНЯ ИСАПОВА

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЛИСТАЯ

Земли Мучкапского района лежат на границе трех областей — Тамбовской, Саратовской и Воронежской. И не раз административные границы менялись, и населенные пункты нашего Мучкапского края оказывались то в одной, то в другой административно-территориальной области. И в том числе поэтому, к сожалению, обделена вниманием историков и краеведов областных и столичных наша история, история наших сел и деревень.
  Село Шапкино до настоящего времени имело дату основания 1730 год. Вот как это написано в Тамбовской энциклопедии, изданной в 2004 году:
  «ШАПКИНО, крупное старинное село, Мучкапский р-н. В 1938 - 56 -административный центр одноименного района. Впервые упоминается в челобитной однодворцев с. Коптево (1730) с просьбой дать им зем. наделы для переселения. Население: 1816 - 2966, 1911 - 7220, на 9.10.2002 - 1791 чел. В начале 20 в. в Шапкино имелись почта, кредитное т-во, земские школа и амбулатория. В настоящее время в селе находятся сельсовет, СХПК “Заря” и “Возрождение”, отд. почты, Сбербанка, АТС, ср., основная и муз. школы, детсад, больница, дом престарелых, Дом культуры, клуб, памятник культуры - Михайло-Архангельская церковь. Изв. уроженцы и жители: засл. врач РФ А.В. Ганжа, доцент ТГУ Е.А. Ганжа, д-р техн. наук, проф. В.В. Горелов, канд. техн. наук О.Н. Машенков, засл. учитель РФ А.С. Самородов».
  А в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона о Шапкино написано и вовсе без даты:
 «село Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда, при речке Исапе, в 49 верстах от уездного города и в 13 от железнодорожной станции Мучкан. Жителей свыше 8000; школа, лавки». 
  Историки ссылаются на челобитную однодворцев с. Коптево от 1730 года, но не приводят даже архив, где этот документ находится. Во всяком случае, все мои попытки выявить ссылки на этот источник не увенчались успехом. Все это сподвигло меня заняться поиском истоков возникновения села Шапкино. 
  Одним из главных источников для исследований истории населенных пунктов 18 века, позволяющим узнать необходимую информацию о численности населении и его социальном составе, являются перепись 1710 года, Ландратская перепись 1715-1717 гг., 1, 2, 3 ,4 и 5 ревизские сказки. Первое упоминание о селе Шапкино было во второй ревизской сказке за 1744 год. В Российском государственном архиве древних актов (ф.350, оп.2, ед.хр.416) на 20 страницах находится перепись всего мужского населения села, 
  «...итого во оном селе Шапкино на лицо:
  - однадворцов, написанных в прежнюю перепись — сто десять;
  - в прежнею перепись объявленные, а в оклад не положенные — восемь;
  - после переписи рожденные — двести четыре;
  - дворовых людей после переписи рожденные — четыре;
  - перешедших из разных мест однодворцев же написанных в прежнею перепись — пять;
  - после переписи рожденных — семь.
  Всего в оном селе на лицо — триста тридцать восемь душ.»
  Формулировка «написанных в прежнюю перепись» позволяла утверждать, что село существовало и на момент проведения предыдущей, то есть первой ревизии (1718-1727). На моменты проведения ревизий с 1710 по 1760-е годы часть земель Мучкапского края входила в состав Тамбовского уезда, а часть в состав Борисоглебского. Все поиски по материалам первой ревизии по обоим уездам искомого населенного пункта или любого его упоминания не увенчались успехом. Тупик? Но... Ведь название населенного пункта могло измениться. Тщательно пересмотрев все населенные пункты, я обнаружил записи о деревни Исаповой. А ведь село Шапкино расположено на реке Исап!!! Требовалось, однако, более надежное доказательство, что изначальное название села Шапкино — деревня Исапова. Простое сравнение фамилий: Попов, Куликов, Морев, Филатов, Чуриков, Юшков, Ледовской, Солопов, Манаенков и другие указывало, что это один и тот же населенный пункт. Я решил проследить упоминания одной семьи в обоих ревизиях. Вот пример записей по одной семье. В переписи 1744 года упомянут «написанный в прежнюю перепись Исай Григорьев с(ы)н Шапкин 48 лет; у него брат Спиридон Родионов с(ы)н 26 лет». А по книгам первой ревизской сказки в «Книга переписная, окладная церковнослужителей, подьячих, работников, городовых воротников, однодворцев г. Борисоглебска, Воротничей, Станичной, Пригородной солдатской слобод, церковнослужителей, однодворцев и дворовых людей Борисоглебского уезда, после 1723 г.» (РГАДА, ф.350, оп.2, д.415) есть запись:
  «719 год. Деревни Исаповой однодворцы: Григорей Давыдов сын Шапкин — 55. У него дети Борис — 30, Исай.
  721 год. Оной Григорей Шапкин в сказки объявил: у него Григорья прибыло внук Гаврила Григорьев сын Коростелев году. Оный Гаврило умре в 722 году.
  722 год. Оной же Григорей Шапкин в скаске объявил у него Григорья брат родной Кондратей 40 лет да внук Андрей Борисов сын недели. Онога Андрея по указу в окладе не числить. Да при свидетельстве объявил: у него Григорья племянник Спиридон Родионов сын трех лет. Итого шесть (душ).» По второй ревизии в книге «Книга переписная однодворцев и дворовых людей г. Борисоглебска, однодворцев, дворовых людей и монастырских крестьян Борисоглебского уезда, 1748 г. (данные на 1744 г.)» есть запись на листе 113:
  «1744 год, с. Корай. Написаноой в прежнюю перепись в селе Шапкино Кондратей Давыдов сын Шапкин 63 лет». (РГАДА, ф.350, оп.2, д.416).
  И в другой книге также второй ревизии «Книга переписная выбывших после первой ревизии однодворцев и дворовых людей г. Борисоглебска и уезда 1748 года (данные по 1744 г.)» еще запись об этой семье:
  «Села Шапкина по скаске Исая Григорьева сына Шапкина показано: отец Григорей Давыдов сын Шапкин — умре; брат Борис — умре; у Бориса сын Андрей (в оклад не положенный недели) — умре; племянник Гаврила Григорьев сын Коростелев — умре. Итого четыре».
  Один этот маленький пример одной лишь семьи позволяет утверждать, что
изначальное название села Шапкино — деревня Исапова.
  Эти находки позволили мне надеяться, что найдутся и более ранние упоминания о селе Шапкино. И эти надежды сбылись. В Российском государственном архиве древних актов в фонде 350 «Ландратские книги и сказки» в Ландратской книге 1716 года Борисоглебского уезда нашлись записи о деревни Исаповой за 1710 и 1716 года. Привожу эту запись за 1710 год . Это первое упоминание о селе Шапкино.
  «(л. 83 об.) 710-го деревни Исаповой в ней чесовня во имя светаго архистратига Михаила.
  Той же деревни станичные дворы: во дворе Сидор Иванов сын Филатов пятидесят пяти, у него жена Авдотья пятьдесят, у него ж племянник Тимофей Филатов тридцати пяти, у него жена Авдотья двадцати пяти лет. 
  (л. 84) во дворе Авдей Дмитриев сын Попов пятидесяти пяти лет.
  во дворе Сафон Романов сын Маслихов дватцати пяти. У него жена Матрона тридцати, у него жь брат 
  (л. 84 об.) Косьян двадцати трех, у него жена Марина двадцати осми лет.
  во дворе Аким Романов сын Маслихов пятидесят пяти, у него жена Агафья пятидесят, сын Антон двадцати пяти, у него жена Ирина тридцати лет.  
  (л. 85) во дворе Григорей Давыдов сын Шапкин сарака дву, у него ж дети Борис тринадцати, Исай девяти, Тимофей году, дочь Ирина пяти лет.
  во дворе Прокофей Володимеров сын Котенев семидесят, у него жена Анна штидесят, сын Семен одиннадцати, дочь Гликерья девяти, у него ж Прокофья племянник Илья дватцати, у него жена Федосья двадцати пяти лет. 
  (л. 85 об.) во дворе Иван Филатов сын Рыков сороку дву, у него жена Проскевья сарака, сын Роман дву лет.
  во дворе Ефрем Володимеров сын Котенов сорока пяти, у него жена Афимья сорока, сын Козма одиннадцати, дочь Афимья осми лет.
  во дворе Иван Дементьев сын Колобов петидесят, у него жена Анна сарака (л. 86) пяти, у него ж дети Дементей двенатцати, у него ж патчерица Авдотья десяти лет.
  во дворе Тимофей Иванов сын Немцов тридцати, у него жена Аксинья тритцати пяти, сын Иван году.
  во дворе Василей Михайлов сын Паршин пятидесят пяти, у него жена Авдотья пятидесят, дочь Васса девяти лет. 
  (л. 87) во дворе Акинфей Петров сын Галкин сорока, у него сын Яков дватцети лет.
  во дворе Порамон Давыдов сын Шапкин, у него жена Васса тритцети, сын Гаврило трех, дочь Соломонида осьми, брат Кондратей дватцети, у него мать Агафья семидесят лет.
  (л. 88) во дворе Савва Евтеев сын Черников дватцети пяти, у него жена Мотрена дватцети шти лет.
  во дворе Трафим Федотов сын Елшин тритцети Пети, у него жена Марфа тритцети, сын Дмитрей дву лет.
  (л. 88 об.) во дворе Харлан Ермолов сын Гончеров пятидесят осми, у него сын Аким одиннатцети, дочь Васса осми лет.
  (л. 89) во дворе Тарас Михайлов сын Ширяев, у него жена Марья Сарака, дочь Авдотья дву, у него ж шурин Кондратей Никифоров сын Губанов тритцети дву, у него жена Настасья тритцети лет.
  (л. 89 об.) во дворе Евстрат Ильин сын Овсяников петидесят, у него племянник Давыд Степанов сын Овсяников петнадцети, у него жена Домна дватцети лет.
  во дворе Радион Денисов сын Стуколов сарака, у него жена Тотьяна тритцети пети, у него ж брат Сергей Ларионов тритцети пети, у него жена Мотрена тртцети девяти лет.
  во дворе Иван Григорьев сын Рыжев тритцети, у него жена Авдотья дватцети осми лет.
  (л. 90) во дворе Остафей Наумов сын Левин тритцети четырех, у него жена Ефросинья тритцети лет.
  во дворе Харитон Иванов сын Дурных сарака лет.
  во дворе Иван Иванов сын Немцов петидесят, у него жена Марья сарака пети лет. 
  (л. 90 об.) Итого по переписи 710-го году написано деревни Исаповой станичной службы станичниковых двадцать три двора, в них людей мужеска полу сорок четыре человека, летами до пети - пять, до десяти - адин, до петнатцети - семь, до дватцати - три, до тритцети - шесть, до сорока - десять, до петидесят - шесть, до штидесят - пять, до семидесят лет - адин человек.
  Женска полу тритцать четыре человека, летами до пяти - две, до десяти - пять, до петнадцати - адна, до двадцати - адна, до тритцети - адиннатцать, до сорока - семь, до петидесят - пять, до штидесят - адна, до семидесят лет влова одна». 
  Я думаю, что теперь, после найденных мной исторических документов, о селе Шапкино в энциклопедических словарях можно писать следующее:  
  «Шапкино. Крупное старинное село. Основано как населенный пункт станичной службы государства Российского. Изначальное название - деревня Исапова. С 20-х годов 18 века — село Шапкино. Впервые упомянуто в документах Ландратской переписи в 1710 году. Население: 1710 – 78, 1816–2966, 1911 – 7220, на 9.10.2002 – 1791 чел.».
С. Н. ВИТЮТИН.
Москва, февраль 2009.

СВЯТОЙ КОЛОДЕЦ: ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

03.02.2009 13:15 — svit68
СВЯТОЙ КОЛОДЕЦ: ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

 Село Шапкино Мучкапского района Тамбовской области – село большое, старое и много в его истории происходило интересного. Но многое забылось, а о многом помнится лишь слухами. В истории о «святом» колодце, происходившей в 1924 году, со временем забылись факты, а очевидцев почти и не осталось. Но все происходящее освещалось в уездной газете «Голос пахаря». На основании этих публикаций и написан этот материал. 

  В северо-восточной части села Шапкино за усадьбой гражданина 10 сотни Ивана Трофимовича Масликова ранней весной 1924 года произошел необыкновенный случай. Вышел туда за огороды один из крестьян и…вдруг видит, земля опустилась, а на ней лед чистый-пречистый лежит. Расчистил его, глядь, а там родник пробивается. Пошел соседу рассказал. Пришли вместе, посмотрели. Перекрестились, попили водички и решили: 
  - Божьи это силы явились к нам.
  Ну и дальше работать начали. Как говорится, на Бога надейся, да сам не плошай. А вскоре Федосья Савинкова рассказала, что увидела во сне Мать Божию, которая наказала на этом месте рыть колодец. А народ уже потянулся на это место. Максим Ледовских и Игнат Писклов вдвоем взялись и…«обрыли колодец и поставили сруб». Вот как потом в акте описывается колодец: «..в расстоянии 20 саженей от колодца находится ольховый лес, с южной и западной стороны в десяти саженях находятся огороды, с северной стороны – луг. Местность низменная, болотистая, имеющая массу родников. Колодец имеет глубину от поверхности земли до дна 4 аршина и сверх земли деревянный сруб высотою 1-1/4 арш. Воды в колодце в момент осмотра было 6 верш. От поверхности земли до дна колодца имеется деревянный сруб: ширина сруба сверху 1-1\2 аршина и к низу 1 аршин.».
  Разнеслась весть. И пошли к «святому источнику» люди. И пошли издалека. По тысяче человек за один день приходили. Как писала уездная газета про святой колодец: «К последнему стекается масса богомолок, смотрят они в колодезь и в бутылки с водой и клянутся, что видят в них то «Егория на коне», то свечи зажженные, то церковь, аль икону Богоматери. Случается же, если кто ничего в колодце не увидит, ему внушают, что он значит не богоугоден и потому ничего ему в колодце не появляется». И даже слух пошел, будто один из шапкинских коммунистов, посмотрев в колодезь святой, увидел в нем множество змей, прыгающих прямо на него, сначала обезумел от ужаса, а потом побежал домой, надел чистое белье и крест и заявил гражданам, что едет в центр хлопотать построить на этом месте часовню.
  Все это не могло понравиться Советской власти. Началась компания по очернению всего, что происходит вокруг «святого источника». В газетах появились статьи, что это деревенские кулаки придумали для укрепления в народе суеверий. Что это попы берут на обман, чтоб поднажиться около колодца, хотя сельское духовенство – священники Иван Зефиров и Владимир Надеждин продолжали служить в церкви и не признавали в тот момент без фактических доказательств случаи чудес. Но письма «возмущенных трудящихся» регулярно стали публиковаться в местной прессе. 
  11 августа 1924 года органами Советской власти был проведен осмотр шапкинского колодца и составлен акт. Вот несколько цитат из этого документа: «Взятая на образец вода без цвета и запаха», «качественный анализ воды не произведен», но «к употреблению для питья вода совершенно не пригодна». Участь колодца была предрешена. На секретном заседании Тамбовского губкома 2 сентября 1924 года был заслушан доклад комиссии, осмотревшей колодец, и принято решение о его ликвидации.
  Были организованы собрания рабочих и крестьян с требованиями закрытия колодца. Например, уже 2 сентября вечером в Борисоглебске собрание рабочих, красноармейцев и граждан города, собравшихся в театре «Нардом» в количестве 1200 человек, приняло единогласно постановление: «…требуем, чтобы шапкинский колодезь был закрыт, чтобы наши товарищи крестьяне не подвергались обману. Мы призываем все сознательное крестьянство села Шапкино и нашего уезда присоединиться к нашему требованию». 
  Вот так, сначала приняв решение о закрытии колодца, потом организовав несколько «народных» собраний, губком на заседании, проходившем 7 сентября 1924 года, составил план действий, назначил людей, ответственных за операцию. В поддержку им было выделено 6 конных милиционеров и еще милиционеров Больше-Алабинской и Мучкапской волмилиции. Сруб с колодца сняли, колодец засыпали землей, временно поставили милицейский пост. В местных газетах появились статьи, «разоблачающие» чудеса, происходившие у источника. 
  А уже 24 сентября состоялся процесс над «организаторами» открытия шапкинского «святого» колодца в Народном суде 4 участка в селе Мучкап. Суд быстро решил, что целью «открытия святого места» было одно – нажива, а у подсудимых «не только сундуки были набиты пожертвованиями, а уже начали прятать в подпол…». Суд за один день во всем разобрался: «никогда никаких святостей и исцелений у этого колодца не видели…» и постановил «рассчитаться» с ними: «Савинкова Анна Афанасьевна, Шаталова Ксения Федуловна, Масликова Анна Федоровна, Писклов Игнат Ф., Ледовских Максим Ефимович - по одному году лишения свободы без строгой изоляции при Борисоглебском Исправтруддоме; Саврасов Тимофей И. – 10 месяцев лишения свободы; Савинкова Федосья Г. – 3 месяца лишения свободы; С. Н. Воинова же как социально-опасного элемента - на 1,5 года».
  Приговор был «покрыт громом аплодисментов» и «после объявления приговора подсудимые заключены под стражу». 
  Так был ли на самом деле шапкинский колодец «святым»? Сейчас это каждый из нас может сам для себя определять. А факты в то время говорили только об одном. Туда шли не только из Борисоглебского уезда, а из соседних областей и даже приезжали из дальних уголков России. И не по одному разу! 

С. Н. ВИТЮТИН.
Москва. Январь 2009 года.