Герб города Воронежа

30.10.2009 12:11 — salex
 

За более чем четырехсотлетнюю историю города, символы Воронежа не единожды менялись. Первой эмблемой город-крепость обязан своему отцу-основателю, воеводе С.Ф. Сабурову. Все официальные документы, приказы и распоряжения воевода скреплял своей личной печатью, на которой был изображен герб рода Сабуровых, и со временем, личный символ первого лица города стал ассоциироваться непосредственно как герб города. Он ­представлял из себя изображение пятиугольного щита, разделенного на три части. В верхней трети, в красном поле была отображена серебристая стрела, в нижней левой части, на голубом поле изображена золотая пика, обращенная вверх остриём, в правой же части, на серебряном поле была изображена орлиная лапа, держащая саблю.

Дальнейшее развитие городской символики можно отнести к началу XVIII века, когда в ходе территориально-административной реформы Петра I, Российское государство впервые было поделено на губернии. В ходе огромной работы, проводимой царем-реформатором по упорядочению государственного и местного аппарата, неоднократно уделялось внимание оформлению документов, и в частности вопросам, связанным с созданием и использованием печатей.

В 1722 году была создана Герольдмейстерская канцелярия, а в 1724 году вышел сенатский указ, предписывавший «во всех судебных местах сделать печати, а именно: в губерниях и провинциях и в городах, которые имеют гербы, на тех вырезать тех городов гербы, а которым нет, то нарисовать приличные вновь в Герольдмейстерской конторе». Издание указа явно свидетельствовало о намерении царя обратить внимание на создание городских гербов.

За разработку символов городской власти принимается граф Франциск де Санти. Будучи известным специалистом в области геральдики, он был приглашен из Амстердама в качестве товарища (помощника) герольдмейстера на должность составителя гербов. В своем обращении к Петру I он писал:«Ежели Ваша императорская милость изволит акордовать гербы городов, которые их не имели, то Герольдическая канцелярия поступит в том по законам блазоновьм и по обыкновенным европским употреблениям, то же будет хранено генерально».

За годы своей деятельности в России Франциск де Санти сочинил, исправил и нарисовал по правилам геральдики около сотни гербов. Среди них был и первый символ города Воронежа. В основе герба была положена эмблема, изображенная на знамени Воронежского пехотного полка и использующаяся как неофициальный символ города, ее описание приведено в знаменном гербовнике 1712 года: «Знамя — черное с красным, пересеченное крестом сих же двух цветов с изображением в верхнем углу у древка золотого облака, а под ним — птицы, сидящей на стреляющей пушке». Новый герб описывался в гербовнике 1730 года: «В золотом щите на червленом поле две медные пушки на стенках, из которых на одной сидит белый одноглавый орел. Под пушками земля зеленая». Такое изображение очень символично. Орел — храбрый воин-победитель. Зеленое поле говорило о тогда уже всем известных плодородных черноземных почвах нашего края. Двуствольная пушка стала прообразом российской славы с 1699 года, когда в Воронеже был основан первый в России литейно-пушечный завод, который отливал медные орудия.

После смерти Петра I возобладавшие феодально-крепостнические и бюрократические тенденции привели к ликвидации даже тех номинальных прав самоуправления, которые умерший император предоставил российским городам. В этих условиях теряла смысл сама постановка вопроса о городском символе. Работа над городскими гербами откладывалась на неопределенное время. Читать далее

Комментарии

  1. 11.11.2009 21:52 — archibald

    Доброго времени суток! Спасибо за вашу интересную материал об тюнинге. Всё интересно! Всё отлично. :) Всего доброго!

  2. Добавить комментарий

    Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.