Русская почта является одной из старейших в Европе.
Организации регулярных почтовых сообщений предшествовало создание в 13 веке ямской гоньбы, то есть почтовых станций с лошадьми и ямщиками для передвижения гонцов и посыльных с приказами и донесениями. Постепенно совершенствуясь, ямская гоньба превращалась в специальную службу для передвижений и передачи письменных сообщений с регламентированным распорядком работы.
В 1723 году в России учреждены первые почтовые конторы, а в столице империи, в Петербурге, создано центральное управление всей почтой под названием Генеральный почтамт. В 1740 году вышел Указ императрицы Анны Иоанновны об устройстве почты во всех губерниях и провинциях с тем, чтобы «способы к пересылке писем всякому свободы были».
С 1745 года через Нижний Новгород, Казань, Сарапул, Кунгур и Екатеринбург проходил специальный почтовый путь от Москвы до Тобольска для пересылки два раза в неделю казенных бумаги частных писем.
В 1773 году академик П.С. Паллас писал про дорогу от Сарапула до Казани, что это путь, «…по которому из Сибири возвращающиеся обыкновенно ездят». Но до 1783 года эта дорога была преимущественно почтовой, закрытой для передвижений грузов и людей без специального на то разрешения. Почтовые же учреждения были поставлены в иерархическую подчиненность: высшими органами были почтамты, им непосредственно подчинены губернские почтмейстеры, а губернским – уездные. Низшую ступень местного почтового управления составляли почтовые станции. Вятский губернский почтамт был открыт в феврале 1783 года. Он подчинялся Московскому почтамту. Всего в 1783 году в России было 5 почтамтов и 95 почтовых контор. На основании указа Почтового департамента от 18 декабря 1786 года в уездных городах Вятской губернии были открыты почтовые экспедиции.
Сарапульская почтовая экспедиция была учреждена в 1803 г.
Экспедитором в ней значился Сергей Видякин.
Первая почтовая дорога на Южный Урал была открыта в июне 1791 года. Она шла от Москвы через Нижний Новгород, Сарапул, Дебесы.Вдоль дороги поставили верстовые столбы.
Весной 1791 года по почтовому маршруту проехали конные вестовые, которым надлежало проверить качество дорог, наличие верстовых столбов, а также указателей с названиями населенных пунктов и рек.
Так что впервые аншлаг с названием «Сарапулъ» на окраине города появился по распоряжению городничего Андрея Васильевича Дурова, на которого возлагалась ответственность за отправку корреспонденции.
Вследствие Высочайшего Указа, данного Правительствующему Сенату
27 октября 1828 года, последовало преобразование в управлении почтовой связью в Вятской губернии. Существующий Губернский почтамт 1 января 1831 года был закрыт и учреждена в Вятской губернии почтовая контора, которой подчинялись все уездные почтовые конторы. Конторы подразделялись на 4 класса, из которых губернская и Малмыжская относились ко второму, Уржумская, Яранская, Котельническая, Нолинская, Орловская и Сарапульская - к третьему, Слободская, Глазовская, Елабужская и Царевосанчурская - к четвертому классу. Все почтовые учреждения Вятской губернии относились, в свою очередь, к 10-му округу и подчинялись окружному почтовому инспектору, находившемуся в Перми.
Что представлял собой первый состав Сарапульской почтовой конторы? Во главе конторы стоял почтмейстер - титулярный советник Филипп Соколов, его помощником являлся губернский секретарь Григорий Шемановский, а почтальонами служили Виктор Савин, Нестор Стрелков и Семен Шуцкий.
Почтовое сообщение в Вятской губернии осуществлялось по трем трактам: первый связывал губернию со столицами; второй – через Нолинск, Уржум и Малмыж соединял с Казанью, а третий – через Слободской, Глазов и Дебесы – с Пермью и Сибирью. Малмыж был пунктом соединения и разветвления нескольких почтовых дорог. Здесь, например, соединялась Вятская линия с Сарапульской, проходившей через Елабугу, через Малмыж же шел огромный по протяжению и чрезвычайно оживленный по происходившему по нему движению тракт из Москвы в Сибирь, известный под именем «Владимирки»… Кроме того, все уездные города губернии были соединены почтовыми линиями. Движение почты по всем трактам происходило по одному разу в неделю. Все пути сообщения в Вятской губернии, как сухопутные, так и водные, были далеко небезопасны для проезжающих: разбои и грабежи были самым обычным, заурядным явлением. Это объяснялось слабой заселенностью края и обилием глухих лесов. Нападения производились целыми вооруженными организованными шайками. Особенно распространены были грабежи в южных уездах Вятской губернии – Сарапульском, Елабужском и Малмыжском. В начале ХIХ столетия вооруженные нападения с убийствами и грабежами так участились, что исправники о простых кражах, например, кражах лошадей, считали излишним даже доносить в губернию.
Сообщения по дорогам, кроме того, сильно стеснялись шлагбаумами при городских заставах, имевшихся при въезде в каждый город.В Вятской губернии шлагбаумы были отменены в 1802 году. В 1805 году был учрежден в городе Вятке комитет о земских повинностях под председательством губернатора; в ведение этого комитета поступила дорожная и подводная повинности.
В 1827 году особый комитет в составе управляющего путями сообщения, председателя департамента законов государственного совета и министром финансов и внутренних дел затребовал от губернатора сведения о состоянии губернских, уездных и торговых дорог в крае. Из ответа губернатора видно, что «на основании Высочайше утвержденного 13 декабря 1817 года проекта было приступлено к правильному устройству путей сообщения в Вятской губернии. Под полотно дорог отведено по 30 сажень в поперечнике, из которых от 8 до 10 сажень назначено для проезжей части дороги, по 5 сажень по обе стороны для канав и аллей, а остальные 5-ти саженные участки за аллеями, по обе стороны тракта, для прогона скота.
Чтобы скот не ломал деревьев и не делал порчи пахотным и сенокосным землям, проведены с той и другой стороны канавы. Аллеи устроены за боковыми канавами у самой дороги, отступя от края боковых канавок на 1,5 сажени. Посадка деревьев произведена таким образом, что одно дерево от другого по линии дороги и одно против другого по ширине отстоят на 2 сажени».
Всего в 1827 году в Вятской губернии было 17 трактов. Из них 5 губернских - Сибирский, Московский, Казанский, Пермский, Вологодский, и 12 уездных - Сарапульско-Елабужский, Глазово-Нолинский, Нолинско-Орловский, Нолинско-Яранский, Яранско-Ветлужский, Яранско-Уржумский, Яранско-Царевосанчурский, Царевосанчурский-Кокшайский, Слободско-Кайский, Орловско-Устюжский, Царевосанчурско-Ветлужский и Глазово-Кайский. Сарапульско-Елабужский тракт, протяжением в 163,5 версты, рассматривался как продолжение Вятско-Уфимского и служил для почтового сообщения г. Вятки с Сарапулом.
Сарапульский городничий Фон Дрейер, отчитываясь в 1852 году о состоянии почтовых трактов, сообщает: «…обыкновенные почтовые дороги вокруг города простираются, 1-ый по Сарапульскому Елабужскому тракту на 5 верстах и 2-ой по Сарапульскому Воткинскому на 4 версты, поддерживаются они исправно городскими обывателями натурою…».
Шли десятилетия, город рос, развивались промышленность, торговля, культура, росла грамотность населения. Расширялась и сфера деятельности почтовой конторы: возросло количество почтовой корреспонденции, перевозились деньги государственных учреждений и частных лиц, посылки и ценные государственные грузы.
В 1868 году открывается Сарапульская земская почта. До открытия земских почт пересылка корреспонденции по губернии была почти недоступна для сельского населения. Крестьянину, чтобы отправить посылку или письмо, приходилось ехать в уездную почтовую контору. С появлением земской почты корреспонденция из города в волостные правления уезда отправлялась 2 раза в неделю. За пересылку простых писем с отправителей и получателей взимался трехкопеечный сбор, из которого 2 копейки поступали в пользу волостных писарей и 1 копейка в пользу лиц, занимавшихся приемом и отправлением почты в управе. Позднее сбор за доставку писем, поступивших госпочтой и доставленных в уезд земской, был повышен до 6 копеек, так как сарапульский почтмейстер согласился выдавать управе письма только с оплатой в 3 копейки за каждое. С 1872 года эта плата производилась за счет земства.
Для облегчения учета земское собрание в 1876 году обязало «учредить почтовые земские марки, особые по своему образцу и цвету от правительственных».
Это постановление было опротестовано губернатором, и управа обратилась с запросом к министру внутренних дел. Вопрос был разрешен только с установлением новых правил 14 октября 1892 года. По ним предусматривалась марочная оплата писем и посылок: письмо весом до 3 лот (1 лот = 1/32 фунта) оплачивалось 2-копеечной маркой, а свыше этого веса – по 2 копейки за каждые 2 лота; фунт посылки – 2-копеечной маркой; пересылка газет и журналов обходилась в 5 процентов стоимости годовой подписки.
Земские марки Сарапульского уезда были введены «с половины февраля
1893 года: вследствие замедлившегося выполнения ЭЗГБ заказа управы по изготовлению марок». Марки печатались в листах по 25 штук. В центре – герб Сарапульского уезда: «в верхней части щита герб Вятский, в нижней: на высокой горе деревянный рубленый город, которым здание оное место примечания достойно».
Первоначально марки издавались пяти цветов: оранжевые, коричневые, зеленые, карминовые и синие. Есть предположение, что использование разных цветов объясняется желанием отобрать оптимальный для дальнейших заказов. С 1897 года марки издавались только синего цвета.
В конце 1893 года по просьбе Управы, собрание увеличило плату за посылки до 4 копеек с фунта и отменило марочную оплату писем, идущих по госпочте в уезд. Плату за посылки стали взимать наличными.
С 1 января 1898 года был введен прием заказных писем и изменены тарифы на отправку посылок: заказное письмо – по 4 копейки за заказ, не считая платы за вес; посылки – до 5 фунтов – по 4 копейки за каждый, от 5 до 10 фунтов – по 3 копейки, и свыше 10 фунтов – по 2 копейки за фунт.
С 1 января 1901 года бандероли оплачивались по 2 копейки за каждые 8 лотов.
С 27 сентября 1903 года письма, отправляемые из уезда и уже оплаченные госмаркой, пересылались без земских марок.
По отчетным данным Управы, в уезде осуществлено 8 выпусков земских марок: в 1893 году – 64000 штук, в 1897 году – 50000 штук, в 1901 году – 55750 штук, в 1907 году –51500 штук, в 1909 году – 50000 штук, в 1912 году – 6000 штук, в 1913 году – 50000 штук. На 1 января 1916 года на балансе управы числились 18170 штук марок.
Гашение марок производилось различными служебными штемпелями Управы и волостных правлений. Применялся и специальный овальный штемпель с зубчиками по контуру, переводной календарной датой и надписью «Сарапульская земская почта».
В 1884 году в составе Министерства внутренних дел образовано Главное управление Почт и Телеграфов, почтовое и телеграфное ведомства были при этом объединены. Таким образом, была образована Сарапульская почтово-телеграфная контора, которая вошла в систему Казанского почтово-телеграфного округа. Конто-ра осуществляла руководство и контроль за состоянием и эксплуатацией почты и телеграфа. Штат служащих Сарапульской почтово-телеграфной конторы включал начальника, помощника начальника, 10 почтово-телеграфных чиновников и над-смотрщика.
В отчете Управы за 1890 год указано: «На содержание земской почты ассиг-новано 1210 рублей, в том числе: заведующему 300 рублей, четырем почтарям по 180 рублей – 720 рублей, на заготовку книг, бланков, сургуча и пр. 120 рублей и на покупку 4 новых чемоданов для почты 70 рублей».
С началом нового ХХ века наступили перемены и в области почтово-телеграфного дела. На работу в почтово-телеграфные учреждения стали принимать женщин в возрасте 18 – 32 лет, что объяснялось острой нехваткой штатных работников. История сохранила имена первых женщин – служащих Сарапульской почтово-телеграфной конторы. Мария Николаевна и Анна Николаевна Тимофеевы работали здесь в 1901 году.
В 1908 году в Сарапуле были установлены 7 почтовых ящиков. В 1915 году открылись сберегательные кассы при почтовых отделениях.
А вот здание на улице Больше-Покровской (ныне улица Труда), в котором располагалась почтово-телеграфная контора до революции, не сохранилось.
После революционных событий контору переселили в дом архиерея на углу улиц Троицкой (ныне Красноармейской) и Богоявленской (ныне Горького), где и поныне находится Сарапульский главпочтамт.
Комментарии
Автор данной статьи - Сахаутдинов Расиль Рафизович - научный сотрудник проектно-информационного отдела МИКСП, краевед-исследователь
Добавить комментарий