/10 апреля 2008 г. - 90 лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР имени Станиславского Ивана Николаевича Полянского/
10 апреля 1993 г. должен был отмечаться двойной юбилей заслуженного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии имени Станиславского Ивана Николаевича Полянского - 75 лет со дня рождения и 60 лет творческой деятельности. Приходится говорить «должен быть», так как актёр не дожил до него ровно месяц.
А сблизился я с ним в 1985 году на 6 Всесоюзной и 12 Всероссийской неделе «Театр - детям и юношеству». После спектакля «Дикарь» я постучался к нему в гримёрную и попросил рассказать о себе. Наши разговоры и встречи затягивались надолго. Мы назначали ещё и ещё время, чтобы ещё встретиться. Иван Николаевич никогда не отказывался. Всегда поражало то, что он встречал себя с улыбкой, останавливался на улице и разговаривал с тобой как самый лучший друг. Никогда от Полянского не исходило мысли, что, мол, я вот заслуженный артист и ты не подходи ко мне ближе чем за метр.
Моё знакомство с Иваном Николаевичем состоялось ещё раньше - он приходил к нам в класс с выступлением о И.В. Мичурине. И что нужно отметить - И.Н. Полянский был большим оратором.
Родился он 10 апреля 1918 года в Козлове. Чтобы приблизило моих одноклассников к его рассказу - это то, что он тоже учился в школе № 1, как и мы: правда Иван Николаевич занимался в другом здании - в помещении нынешнего пединститута на углу Советской и Гоголевской г. Мичуринска.
- В школе я вообще-то учился плохо. Были в основном тройки, а вот по литературе была четвёрка, - рассказывал он тогда нам. - Куда подаваться мне? Вот я и пошёл в театр учеником электрика. Это было в 1933 году.
Театральная жизнь сразу захватила его. Он присутствовал на многих репетициях и знал большинство ролей наизусть. И вот когда во время гастролей в городе Острогожске Воронежской области заболела актриса, игравшая негритёнка в спектакле «Дядюшка Том», он впервые вышел на сцену...
...На сцену выбегает негритёнок. Он говорит всего одну фразу: «Дядюшка Том умер». По его лицу льются крупные слёзы - да и у зрителей от такого к горлу подступает ком.
Были потом и вторая, и третья роли: юный актёр Ванюшин /сценический псевдоним, данный режиссёром/ всё чаще появляется на сцене.
Мы потом в разговорах с Иваном Николаевичем приходили к выводу, что в Острогожске на спектакли должен обязательно приходить и Василий Кубанёв. Поэт не мог обойти такого культурного события в городе. Да была ещё одна точка соприкосновения между Полянским и Кубанёвым: в Мичуринске они учились в одной школе № 1 - только Иван Николаевич был старше на три года Василия Михайловича, который заканчивал здесь только десятый класс.
- Я несколько раз пытался сделать литературную композицию о Кубанёве, - делится мыслями И.Н.Полянский, - но никак не мог нащупать что-то сроднившее нас...
Но на мой взгляд есть общие черты в характерах этих двух людей. Кубанёв со школьной скамьи занимается творчеством: пишет стихи, публикуется в газетах, рисует, даже сочиняет музыку. Полянский в этот же период попадает на сцену. Да и не зря, наверное, стояла четвёрка по литературе у Ивана Николаевича. /Лишь впоследствии я узнал, что преподавал в школе этот предмет у него известный литературовед С.М. Петров , ставший потом доктором наук, ректором Литературного института имени Горького/.
Даже я заметил, что в характерах можно найти что-то целостное и схожее у наших земляков с чисто русскими именами. Кубанёв часто уединялся для работы в своей комнате. Он не любил, когда кто-нибудь ему мешает или входит в комнату в его отсутствие. А Иван Николаевич в одной из сентябрьских бесед 1992 года у него на квартире рассказал, что в театральном училище его разбирали на комсомольском собрании за индивидуализм. В предвоенные годы был популярным метод коллективной работы: делать домашние задания группами, проводить свободное время курсом...
Не знаю как повлиял на Ивана Николаевича этот метод работы, но о годах учёбы в Воронежском театральном училище /учился с 1936 по 1940 г.г./ он всегда вспоминал трепетно:
- Актёром я мог стать и в царское время, но получить театральное образование мне было бы недоступно. А учёба для меня дала очень много...
Да и со своей супругой - Валентиной Тихоновной Ключанской, ставшей тоже заслуженной артисткой РСФСР, они познакомились в училище. И любовь они сохранили чистую, неподдельную, юношескую на всю жизнь.
- Собрались мы однажды у меня на праздник, - поделилась одна моя знакомая - друг семьи Полянских, - и Валентина Тихоновна запела. Иван Николаевич взглянул на неё так застенчиво - влюблённо, как будто жених. Если бы вы видели его в этот момент...
В 1940-1941 г.г. супруги работают в Усмани, с началом Великой Отечественной войны И.Н. Полянский уходит на фронт, играет в ополченческой агитбригаде. Новые программы готовили быстро, в течение недели: помещали в композицию новые стихи и песни поэтов и писателей, вклинивали туда фамилии героев из своей дивизии и уходили на передовую. Так они поднимали боевой дух солдат. А за свою артистическую деятельность на фронте И.Н. Полянский получил орден Красной Звезды. Но не меньшей наградой для него для него было рождение сына. А в Мичуринске после войны Иван Николаевич становится уже мирным актёром. Лишь с 1948 по 1963 г.г. он изменяет родному городу. Работая в драматическом театре города Вольска Саратовской области. В этот период он пробует себя и как режиссёр. Им был поставлен десяток спектаклей, а за 60 лет сценической деятельности сыграно более 300 ролей.
В 1960-х годах И.Н. Полянский начинает активно сотрудничать с обществом «Знание». Там попросили подготовить лекцию о вожде к 50-летию его смерти. Так в 1964 году получился рассказ «Образ Ленина в театре и кино».
В это время у него возникает замысел сыграть роль Ленина. И вот с двумя актрисами он ставит отрывок из «Третьей, Патетической» Николая Погодина, который вызвал много одобрительных отзывов. В театре решают ставить спектакль полностью.
Пришлось перечитывать ленинские работы, перед каждым спектаклем слушать пластинки с речью Ленина. Но спектакль был показан только более двадцати раз. И у этого своя история.
- Меня попросили, - рассказывал иногда на встречах Иван Николаевич в день рождения Ленина принять в пионеры в клубе локомотиворемонтного завода семь лучших школьников. Я отказывался. Ко мне подходили и шефы, и из горкома комсомола, чтобы я в образе Ленина вышел на сцену, произнёс речь и повязал галстуки. Наконец я согласился с условием: если мне дадут возможность загримироваться в театре, а потом довезут до места. В назначенный день мы подъехали к клубу. Рядом в песочнице играли ребятишки. Один мальчишка воскликнул: «Ух ты, Ленин!» «А-а, это актёр из погорелого театра» - равнодушно заключил другой.
В клубе ЛРЗ хотя меня и усадили в комнату, но стали заходить люди и спрашивать: «Иван Николаевич, долго ли приходиться гримироваться?» и прочее в таком духе. Я молчу. Тогда на меня начинают обижаться. Но никто никак не поймёт, что в данный момент я не Иван Николаевич, а Владимир Ильич Ленин, я не имею права говорить от своего имени.
Наконец наступает момент, когда я выхожу на сцену и произношу речь. Все внимательно слушают. Дальше я повязываю галстуки - дохожу до самого последнего, а у него слёзы из глаз. Спрашиваю: «Что с тобой?» А он отвечает: «Дяденька, у вас ус отклеился...»
После этого случая я решил, что больше не буду выходить в образе Ленина на сцену, я не могу больше так позориться. И теперь где я только вижу неровно повешенные портреты Ленина, или же что-то ещё, незамедлительно иду в администрацию этого предприятия...
Помнится этот случай Иван Николаевич рассказал у нас в классе, когда выступал. А чуть позже у нас в школе на портрете Ленина, который висел на втором этаже, появилась небольшая дырочка. Вот и выкрикнул тогда мой одноклассник Вовка Барсуков: «Был бы сейчас Полянский, разнёс бы нашего директора».
Везло И.Н. Полянскому на роли Иванов. И что самое интересное - все они были запоминаемы зрителями и любимы самим актёром. Сам Иван Николаевич признавал роль Ивана Грозного в спектакле «Василиса Меленьевна» по А. Островскому как одну из самых лучших.
«Преступление шестой жены Ивана Грозного - казалось бы, что нам до этого весьма отдалённого события? Но история для Островского здесь не цель, а только средство, - считает кандидат филологических наук М. Кардо-Сысоева в своей статье «Василиса Мелентьевна», опубликованной в «Тамбовской правде» 23 марта 1975 г. - Мичуринский драмтеатр прочёл пьесу по своему. То, что история осудила в царствовании Ивана Грозного, нашло в спектакле хорошее режиссёрское и декарационное решение... Главное достоинство постановки - её человечность. Спектакль избежал того, в чём упрекали драму - элементом мелодраматизма».
Журналист Виктор Кострикин в рецензии «Страсти по Василисе» / «Мичуринская правда», 11 марта 1975 г./ отмечает: «Иван Николаевич Полянский играет эту роль смело многообразно. Несколько прямолинейно написанный в пьесе образ царя как- будто не позволял показать никем другим, как злодеем-неврастеником и многожёнцем. Актёр преодолевает слабость драматургического материала, и вот перед нами интереснейшая личность, один из выразителей своего времени: умный и тонкий политик, борец против боярства, тормозящего движение России вперёд, и вместе с тем человек с тёмной и мутной душой».
«Иван Грозный остро психологичен и вскрывает природу насилия: он страшен и жалок, сеет ужас, смерть и сам напуган страхом возмездия и одиночества, окружает себя рабами и остаётся рабом своих страстей. Хороши переходы актёра от внешнего величия к внутренним метаниям и страху» /Из статьи «Василиса Мелентьевна» М. Кардо-Сысоевой/.
Помнится как-то в беседе Иван Николаевич упомянул: «От того, что после войны жив остался - работал взахлёб».
И не удивительно, что так много сделано актёром. И это получило оценку - за долголетний и плодотворный труд на сцене в 1974 году И.Н. Полянскому присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Хороши были роли Ивана Николаевича Полянского в классике - а это ведь одна из сложнейших вещей - проникнуться в ту эпоху, когда происходило действие.
В 1978 году была премьера спектакля «Старик» по трудной, редко идущей пьесе Горького, которую осуществил Г. Акулов.
Член Союза журналистов СССР В. Кострикин в статье «Старик», опубликованной в «Мичуринской правде» 14 апреля 1978 г., отзывался: «Главная фигура в сюжете и философии спектакля - Старик. Заслуженный артист РСФСР И.Н. Полянский наделил его зловещей, почти сатанической энергией, направленной во зло. В своей неприкрытой враждебности всякому счастью на земле, он воображает себя представителем обвинения человечества на библейском судном дне.
Вот один только штрих, говорящий об оригинальности версии Старика, предложенной И.Н. Полянским. Старик входит в кабинет Мастакова. Он не мог знать, что здесь за шкафом притаилась Софья Макаровна, решившая выведать планы врага Мастакова, так сказать из первых рук. И вот Старик, сделав несколько шагов по кабинету, вдруг стремительно подскакивает к шкафу. Он насторожен и предусмотрителен. Прежде, чем открыть карты перед Мастаковым, он выясняет, куда выходит окно из кабинета».
Много было связано у Ивана Николаевича Полянского с ролью ещё одного Ивана - Ивана Владимировича Мичурина.
Виделся Иван Николаевич с великим садоводом лично. Был он направлен как общественник с делегацией в питомник. Когда стали фотографироваться - лёг у ног Мичурина. Тот неодобрительно посмотрел на мальчишку и фыркнул: «А это кто такой? Ему ещё учиться надо».
Второй раз было соприкосновение, 5 когда в 1940 году в Мичуринск приехала съёмочная группа фильма «Мичурин». Главным режиссёром картины был Александр Довженко, а главную роль играл народный артист СССР Георгий Белов.
И.Н. Полянский был приглашён на съёмки - на роль парня, который рвёт яблоки в саду Мичурина. Этот эпизод так и не попал в фильм, но Иван Николаевич делился воспоминаниями о Белове: «Что меня в нём тогда поразило - он был одет во всё белое, отличало его от других всё дон кихотское». Не удержался я тогда от вопроса: «Иван Николаевич, а не разговаривали, не общались вы тогда с ним?» «нет, разговаривать не пришлось, но во время съёмок он так на меня посмотрел, что я понял всю его актёрскую сущность».
Долгой и упорной была подготовка спектакля «Белый пожар» по пьесе нашего земляка Ивана Гладких.
Иван Николаевич садится за литературу: за научные труды Мичурина, перечитывает то, что написано о Садоводе. «Изумился и обрадовался, как открытию, фразе Довженко о слиянии его с теми, кого он воплощает в своих фильмах: «Я был и Щорсом, и Мичуриным».
- Да так, только так! - говорил Иван Николаевич. - Не играть Мичурина, а быть им. Или не играть совсем. /Из статьи В. Кострикина «Такой долгий путь», опубликованной «Мичуринской правде 27 марта 1982 г./
И вот в 1981 году состоялась премьера спектакля «Белый пожар».
- Первые десять спектаклей меня была акклиматизация к Мичурину, - признавался Иван Николаевич. - Он получался слишком суровым, хотя за внешней суровостью скрывался добрейший человек.
Спектакль имел большой успех. Коллективом завода имени Ленина и ГК КПСС «Белый пожар» выдвигается на соискание Государственной премии РСФСР имени Станиславского. В скором времени в Мичуринск приехала Комиссия по разделу литературы и искусства в следующем составе: заслуженный деятель искусств РСФСР, главный редактор журнала «театральная жизнь», член художественного Совета ВТО, член коллегии Министерства культуры РСФСР, профессор Ю.А. Зубков, заслуженный деятель искусств РСФСР, ректор Литературного института имени Горького профессор В.М. Пименов, заслуженный деятель искусств РСФСР, ведущий критик ВТО, доктор искусствоведения И.А. Вишневская и ответственный секретарь Комиссии по Государственным премиям РСФСР Г.Н. Кашигина.
И вот 18 марта 1982 года «Мичуринская правда» сообщает о чествовании лауреатов Государственной премии - режиссёра Глеба Константиновича Томилина и исполнителя главной роли - Ивана Николаевича Полянского.
В центральной прессе появляется много одобрительных откликов. Наша землячка - режиссёр Вера Зубкова пишет в № 7 журнала«Огонёк» за 1982 г.: «Одна сцена из спектакля произвела на меня особое впечатление: сцена, где Мичурин ловит забравшегося за яблоками в сад подростка Пашку и долго разговаривает с ним... Открывается перед мальчишкой увлекательная жизненная переспектива: он будет выращивать такие же сады, как этот суровый, нахмуренный человек... Боже мой, подумала я, не был ли этот Пашка среди моих сверстников, тех ребят, с которыми заглядывала в мичуринский сад?!
...Скупо, но поэтично оформил спектакль «Белый пожар» художник И. Сазыкин. На фоне белого яблоневого пожара разыгрываются острые схватки Мичурина с мракобесом - попом Христофором /В. Соколов/, с городским главой /В. Войцеховский/, с заокеанским Стратфордом /Г. Полонский/...
Но, конечно же, главный успех спектакля - это образ Мичурина, созданный заслуженным артистом РСФСР И. Полянским. Зрители старшего поколения хорошо помнят, как был сыгран Мичурин выдающимся актёром Г. Беловым в одноимённом фильме А. Довженко. В том образе было что-то от человека неистового, затравленного обывателями.
Театр предусматривает своё, вполне самостоятельное решение образа. Здесь Мичурин так же непреклонен и горд, так же раним, но он сдержаннее и мудрее: и в высокой степени умеет герой Полянского владеть своими чувствами... Характер, воплощённый актёром, глубоко народен, это характер революционера, борца по своей сущности, по своей природе».
А Юрий Зубков в «Литературной России» от 27 ноября 1982 г. отмечал: «И. Полянский предложил зрителям личное, глубоко самостоятельное и художественно так же убедительное истолкование Мичуринского образа. И. Полянский приоткрывает нам мудрую душу Мичурина, его ранимость и чуткость, умение в высокой мере владеть своими чувствами».
Чуть позже «Театральная жизнь» публикует: «... Кажется совсем недавно общественность Мичуринска чествовала своих первых лауреатов Государственной премии РСФСР /необходимо отметить, что мичуринский драмтеатр был первым городским театром, удостоенным столь высокой награды - А.О./. Но торжество уже отодвинуто привычными хлопотами каждодневных репетиций и спектаклей. Глеб Константинович Томилин работает над сценическим воплощением сатирической поэмы "Тамбовская казначейша» М. Лермонтова.
С главным режиссёром я встретился в его кабинете, - пишет В. Кострикин. - Он как раз вёл беседу с Иваном Николаевичем Полянским о роли предводителя уездного дворянства - новой работе актёра в «Тамбовской казначейше». Роль небольшая, почти без слов. Но для режиссёра Томилина, как и для актёра Полянского важны большие и маленькие роли.
- Видели Ивана Николаевича в «Вожаке»? -спросил режиссёр. - Иной из молодых, да ранних актёром, предложи ему роль Конвоира, оскорбился бы - на такую малость время терять! А Иван Николаевич сделал из «малости» ещё какой образ!
Спектакль по пьесе современного румынского драматурга Э. Станку «Вожак» - одна из последних премьер мичуринцев - идёт в постановке Н. Курьякова /заслуженного работника культуры РСФСР - А.О./. Полянский мастерски играет в нём Конвоира, пожилого румына, он переживает высочайшую трагедию прозрения, заставляющую его ценой собственной жизни спасать обречённых людей.
- О чём разговор? - пожимает плечами Иван Николаевич. - Всякая работа на сцене -праздник. По крайней мере для меня - старого актёра». /Статья В. Кострикина «Когда роль - праздник» в № 12 журнала «Театральная жизнь» за 1982 г./
Н Полянский также считал, что ничего не даётся без труда, каждая новая роль - это колоссальный труд. Может быть поэтому к нему пришло признание. Его знали в городе, на каждом шагу /без преувеличения, сам тому свидетель/ на улице здоровались люди.
С ним было просто приятно поговорить, пообщаться, обсудить новый спектакль, фильм.
Я опять выхожу на центральную улицу Мичуринска с надеждой увидеть этого улыбающегося седоватого мужчину в очках, чтобы услышать добродушный голос: «Здравствуй, здравствуй. Рад тебя видеть».
Недели за две до смерти я встретился с Полянским и попросил, чтобы он выступил у меня в классе /я тогда преподавал русский язык и литературу в средней школе № 9/. Но 11 марта 1993 года Ивана Николаевича не стало. Его приехали хоронить актёры с разных городов, которые работали с ним, пришли люди, которые знали его - народа было много. А это значит, что АКТЁРА не забыли.
АНДРЕЙ ОБЪЕДКОВ, член Союза журналистов России.
г. Мичуринск, Тамбовской области.
Комментарии
Добавить комментарий