Я остаюсь на вашей фантазии «Сатана»....
(из переписки В.В. Лемешевского с А.Н. Норцовым)
Личность митрополита Мануила (Лемешевского) в последнее время все больше и больше привлекает внимания. Роль его в истории Русской Православной Церкви в XX в. до конца еще не выяснена. Многие факты биографии остаются темными. Материалы, которые хранятся в фондах Государственного архива Тамбовской области (ГАТО), позволяют нам пролить свет на некоторые из них и несколько расширяют наши взгляды на формирование духовного облика Владыки. В архиве сохранились письма студента Виктора Викторовича Лемешевского (будущего митрополита Мануила) к Алексею Николаевичу Норцову, известному краеведу, председателю Тамбовской ученой архивной комиссии.
Норцов, человек во всех отношениях одаренный, был специалистом по генеалогии, писал стихи, прозу, увлекался военной историей, но все эти занятия, как говорится были только его хобби, основное, то что захватывало всю его поэтическую натуру, лежало в области оккультных наук, в коих Алексей Николаевич считался большим знатоком. Он не раз бывал за границей, выступал на оккультных съездах и конгрессах спиритов. Его книги по оккультной мистике: «Символ чаши», «Две главы о чудесном», «Путь солнца» пользовались популярностью и считались хрестоматийными. Именно к Алексею Николаевичу Норцову, обратился осенью 1907 г. студент Санкт-Петербургского университета Виктор Викторович Лемешевский (будущий митрополит Мануил). Обращение это было сперва вполне официальным. Будучи секретарем библиографического кружка Лемешевский просил Норцова выслать для библиотеки кружка по одному экземпляру его сочинений «Представляющих библиографическую ценность». Письмо было написано на бланке со штампом Библиографического кружка при Санкт-Петербургском университете. Датировалось оно 23 октября 1907 г. В конце письма приписка раскрывающая истинную причину его написания: «Для меня, интересующегося и изучающего мистицизм и сродственные ему области знаний, полное собрание Ваших сочинений представило бы двойной интерес».
Начало было положено. Как правило Норцов отвечал всем своим корреспондентам, даже если он их не знал лично. И на этот раз Алексей Николаевич ответил очень быстро, правда не сразу выслал просимые сочинения, но проявил интерес к практическим занятиям молодого человека спиритизмом и предложил писать обо всех его опытах по вызыванию духов. Виктор в письме от 19 декабря 1907 г. пообещал: «После 20 декабря я буду свободен (от экзаменов) и тогда постараюсь сообщить Вам даже немало интересного из области практического оккультизма». Но переписка внезапно была прервана почти на два месяца. Лемешевский в письме от 19 января 1908 г. сообщил, что был нездоров, и это основная причина задержки его ответа. В письме от 19 января Виктор делится с Норцовым своими сокровенными мыслями о будущности оккультизма. Соглашаясь с Алексеем Николаевичем в необходимости открытия Института оккультных наук, Лемешевский считает более целесообразным открытие «Школы просвещенных». По его мнению она должна: «Воспитывать истинных оккультистов, не ставить пределов образованию и воспитания учащихся, не гнаться за увеличением денежных средств путем высокой платы за учение, иметь при себе хорошую библиотеку по вопросам богословия, религии, оккультизму другим сопредельным наукам». Виктор сетует, что из-за незнания иностранных языков широкому кругу людей недоступна литература по оккультизму. Кроме того, так как еще не выработалась научная терминология оккультизма Лемешевский ставит пред собой цель издать «Словарь оккультных наук» к составлению которого он уже приступил, привлекая к работе и своего младшего брата.
Как думает молодой Лемешевский в «Школе посвященных» должны изучаться следующие предметы: 1. Общий оккультизм, 2. Алхимия, 3. Астрология, 4. Магия, 5. Психургия, 6. Теургия, 7. Теософия, 8. История, 9. Философия, 10. Языки.
Из этого же письма мы узнаем, что сочинения Норцова высланные им два месяца назад Виктором получены. Один из братьев Лемешевских зачитывается мистическими стихами Норцова, а сам Виктор решил к одному из стихотворений Алексея Николаевича написать музыку. Название стихотворения «Сатана». «Я ее уже начал было составлять, и выходило очень хорошо, по мнению окружающих..» - пишет Виктор, и сообщает далее - «но вот спросил своего духа-покровителя, и он решительно отверг эту работу».
Сам Норцов весьма насторожено относился к спиритическим опытам своего молодого корреспондента. Вообще из всей переписки Алексея Николаевича не видно, чтобы он сам занимался подобного рода опытами, его больше привлекал теоретический оккультизм. А Лемешевский, как видно, активно практиковал спиритические сеансы. Как бы предупреждая замечания Норцова по этому поводу Виктор писал: «Вы может быть будете поражены такой доверчивостью с моей стороны к ответам духов, но я имею на это особые основания, разглашать которые до времени считаю невозможным».
Последнее письмо Виктора Лемешевского датировано 19 сентября 1908 г. Отметим такой факт, все пять писем написаны 19 числа. Скорее всего в это вкладывался какой-то особый смысл. В этом последнем письме Виктор Лемешевский сообщает, что он наконец ознакомился со всеми мистическими сочинениями Норцова и из них ему более всего понравилась «Модная сказка» и «Сатана». Он также просил сообщить стоит ли ему подписаться на какой-нибудь оккультный журнал и порекомендовать ему в Санкт-Петербурге кого-либо из теоретиков-оккультистов: «Которые могли бы мне разъяснить, при надобности, и давать указания в изучении оккультных наук. В дальнейшем переписка обрывается и можно только предположить, что причиной тому могли послужить те духовные искания, которые тогда овладели будущим архиереем и которые в конце концов привели его в лоно Церкви. И как бы подводя итог этому периоду жизни Виктор Лемешевский пишет: «Время - наилучший целитель и критик, и я, надеюсь, оно и над моим проектом произнесет свой приговор». Слова Владыки оправдались, время действительно все расставило по своим местам и вынесло приговор не только «проектам» самого митрополита, но и его современникам.
Тамбов, 2000 г.
1. ГАТО. Ф. 153. Оп. 1. Д. 221. Л. 2.
2. Там же. ЛЛ. 3-4
Комментарии
Добавить комментарий