За городом Моршанском вода в реке Цне изумрудного цвета, небо на закате лиловое, а на рассвете оранжевое. А от села Новотомниково вообще начинается какая-то особая страна, вернее кусочек территории между реками Цной, Шачей и Вышей, где время как будто застыло на месте - стоит и не движется. Кажется, что здесь сам воздух пропитан легендами и преданиями.
Если вы попадете в село Альдия Моршанского района, вам обязательно расскажут, что названо оно в честь любимой лошади одного из представителей рода Воронцовых-Дашковых, которая утонула в местном пруду. Пробираясь дальше на восток, к Раевке услышите повесть о девке Акулине Родиной, которую будто бы подхватил вихрь и носил над землей, пока не опустил целой и невредимой, после чего она начала творить чудеса. И, наконец, в Николаевке поведают историю о слепой Дуне и змии, приползавшем к ней каждую ночь на постель. Но самая красивая легенда, бытующая среди местных жителей, - о Быковой Горе. Рассказывают, что есть такая гора - где-то там, на севере, где Выша сливается с Цной. А на горе той стоит замок хозяйки тех мест - Александры Николаевны Нарышкиной. Сама Александра Николаевна урождена была Чичериной, но имя ее прочно связано с дворянской фамилией Нарышкиных.
Александра Николаевна Нарышкина
Род Нарышкиных возвысился при царе Алексее Михайловиче, породнившись с царской семьей через Наталью Нарышкину, которая стала матерью Петра Великого. С тех самых пор Нарышкины всегда состояли при дворе на царской службе.
К XVIII - XIX векам разросшийся Нарышкинский род владел вотчинами в Шацком, Моршанском, Козловском и Кирсановском уездах Тамбовской губернии. Со временем многие земли были для носителей этой фамилии потеряны. Так, в 1850-х годах они продали Пашкову самое крупное имение Каменку в Моршанском уезде, а после смерти Сергея Кирилловича Нарышкина вотчины Борки и Кермись в Шацком уезде перешли к его племяннику Башмакову. Однако в том же Шацком уезде, (теперь Рязанская область) оставалась еще Быкова Гора, принадлежавшая Эммануилу Дмитриевичу Нарышкину.
Дом на Быковой горе
В каком году на Горе начали строить дом-замок, сейчас, не располагая документальными материалами, сказать сложно. Очевидно, Эммануил Нарышкин построил его для своей первой жены Екатерины. Известно, что к началу 1870-х годов дом на Горе уже существовал, а в 1870 году построили быковогорскую церковь, освященную в честь святой великомученицы Екатерины. По воспоминаниям современников она была «небольшая по размеру», имела «красивую архитектуру снаружи и благолепное украшение внутри, дубовый резной иконостас, изящные рисунки икон высокой художественной работы».
После смерти первой жены Эммануил Дмитриевич женился вторым браком на Александре Николаевне Чичериной, которая позже, в 1882 году, сделалась последней хозяйкой Горы. Лишившись супруга в 1900 году, Александра Нарышкина приезжала сюда летом и осенью. Жила уединенно, в окружении слуг, однако деятельная, кипучая натура ее не терпела покоя, а жаждала деятельности. Наверное, этот лесной край (от Выши до Шацка лес так и называли Нарышкинским) преобразился под ее влиянием, и свет с Горы проник в самые темные уголки его.
Удивительным и необычным кажется сейчас: разве может один человек столько сделать, сколько сделала хозяйка Горы? Судите сами. Вот Никольский Черниев монастырь - самый древний в губернии, известен с 1573 года, с 1912 года женский. К его западной стене примыкает добротное, красивое двухэтажное здание из красного кирпича - средняя школа, а в 1912 года - мастерская и приют для девочек, устроенная на средства Нарышкиной. В 1913 году в Шацке открывают епархиальное женское училище, и Александра Николаевна становится его почетной попечительницей, обеспечивает бедных воспитанниц калошами и ботинками, присылает в училище с Быковой Горы две коровы. На ее средства строится церковная школа в селах Эммануиловке и Желанном. Она жертвует на Вышинскую пустынь и даже хочет устроить там больницу. Саму Гору Александра Нарышкина обустраивает как рачительная хозяйка: к 1917 году открыты четыре промышленных заведения, построены 106 жилых и 46 нежилых построек, разведены стада коров и лошадей.
Все сведения о Быковой Горе и ее хозяйке хранятся в государственном архиве Тамбовской области, но нашим современникам они почти ни о чем не говорят, - просто информация, и только. Даже само существование загадочной Быковой Горы порой вызывает сомнение.
Участники экспедиции
Мысль посетить Гору, пришла в голову следопытам из исторического клуба «Скимен». В июле 2003 года шестнадцать человек высадились в Новотомникове, чтобы начать «восхождение» на Гору. Шесть дней ушло на то, чтобы добраться до нее через поля и леса, форсируя небольшие реки и переправляясь через заросли осоки и камыша. Особенно тяжелым выдался переход от Черниева до Борков, когда шли почти весь день под палящим солнцем, пытаясь обойти многочисленные в тех местах оросительные каналы. Да и участок от села Ялтуново через лес оказался тяжелым, так как даже сами местные жители не смогли указать точную дорогу на Вышу - пришлось идти, что называется вслепую. Но все трудности остались позади и, добравшись до Вышинской пустыни, мы воспользовались гостеприимством монахинь, переночевав в одном из корпусов монастыря.
Нынешний хозяин Быковой Горы - Вышенский Успенский женский монастырь. Он обустроился здесь еще в начале 1990-х гг., но лишь недавно часть монахинь-сестер начала перебираться в саму пустынь.
В Выше невольно вспомнились сведения о том, что в сентябре 1886 года сюда приезжали великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной и братом - великим князем Павлом Александровичем. Они гостили у Нарышкиных и 13 сентября с Быковой Горы пешком ходили в пустынь. Мы повторили в точности их путь от моста, полем через сосновый лес, от которого, собственно, и начинается подъем на Гору.
Сама барская усадьба расположена на вершине горы, которая как будто обрывается к берегу реки Цны. Дальше, до самой реки, простирается широкий луг. Отсюда открывается великолепный вид на усадебный дом, темные контуры которого виднеются на фоне буйно разросшегося парка. Дом и вправду представляется небольшим деревянным замком о двух этажах, с одной башенкой, двумя балконами-лоджиями и глубоким каменным подвалом. Он неплохо сохранился, хотя совершенно открыт и любой желающий может войти в него.
Большие комнаты с облупившимися стенами еще хранят память о бывших хозяевах дома. Ведь вещи и предметы при желании могут «говорить». Так и кажется, что вот сейчас перед подъездом остановится коляска с молодыми князьями и княжной, только что вернувшимися из Выши, где ласково были приняты настоятелем - архимандритом Аркадием (Честоновым) (он, кстати, до конца жизни хранил в своей келье подаренные ими портреты). Или неторопливо подъедет возок с тамбовским архиепископом Кириллом (Смирновым), посетившим Быкову Гору в 1913 году, чтобы отслужить литургию в быковогорской церкви и панихиду по Эммануилу Дмитриевичу (в тот год отмечалось 100 лет со дня его рождения). Все эти личности - часть легенды о Быковой Горе, которая, будто тихая, едва уловимая песня, слышится в шуме листвы, в вое ветра и щебетанье птиц - легенды об иной реальности, об ином мире, где жили иные люди непонятной нам жизнью. Ничего от них не осталось, только, быть может, фотографии, обрывки каких-то рукописей, дневников - всего того, что интересно порой бывает лишь одним историкам. Но странно! Попадая в этот уголок, ты как будто ощущаешь их присутствие во всем. Быковогорский дом снова наполняется жизнью и на мгновенье, пусть на мгновенье, ты начинаешь понимать реальность иной, ушедшей эпохи, как будто чувства и мысли тех людей остались здесь, в доме-замке.
Мы провели на Горе один день и ночь.
Ночью, когда уснули самые младшие участники похода (с нами было 12 подростков), трое взрослых покинули комнаты и пришли на полянку перед усадебным домом. С того места была видна Цна, огни соседней деревушки Николаевки и часть парка, за которым проглядывался черный силуэт усадьбы Нарышкиных. Мы разожгли костер и долго обсуждали перипетии прошедшего похода: что удалось узнать и понять, что нет, какие самые яркие впечатления почерпнули, и как здорово было бы совершить куда-нибудь экспедицию в следующем году. Над нами, в ночном небе, мерцали звезды, плыли темные облака, и слабый ветерок шелестел в листьях деревьев. Стал накрапывать дождь. Мы забросали костер песком и отправились спать. В ту ночь нам снились новые дороги, леса и села. Нам снились будущие странствия по безбрежным просторам России, которая скрывает много сказочных мест...
О.Ю. Лёвин, церковный историк
2006 г.
Комментарии
Замечательный рассказ.Я не была там 10 лет,хотя провела там своё детство и юность.
Автору спасибо за статью. Очень понравилась. Хотелось бы узнать, каковы перспективы у чудесного дома Нарышкиных? Планируется ли восстановить его или уже поздно и дом обречен?
Мой дед и прадед родом из села Николаевка Моршанского района. Очень интересно было бы узнать про село подробнее.
Статья очень понравилось, да и с фото автор постарался нашел гдето эти фотки
все конечно прекрасно но жить усадьбе нарышкиных осталось года 2.балкон уже обвалился и часть фасада.недавно была срубленна уникальная липовая аллея саженцы для которой д.нарышкин привозил из-за рубежа была срублена на дрова монахинями.на натписи на усадьбе написанно что ее хранит бог но судя по всему бог отвернулся от этого места ведь те кто богу служат потихоньку разоряют этот памятник истории.
Классный дом. После Вашего рассказа тоже захотелось съездить, посмотреть на этот легендарный дом.
Бывают на земле такие необычные места. Или эти места становятся необычными под влиянием тех людей, что в этих местах проживали. Эта история относится как раз ко второму случаю.
Спасибо за рассказ
Ох как давно не был я там, приятные воспоминания, спасибо за пост и фото!
Был в доме три дня назад. Все разрушено. В упадке. Пофоткал дом и окресности. Кому надо, пишите, фотки пришлю. Буду там в июле этого года. У меня в Купле два дома, а до Нарышкиной на лодке 5 мин.
Добавить комментарий