В Тамбовской епархии не хватает 40 священников, лет пять назад не хватало чуть больше 20, но тогда и приходов было меньше. Казалось бы из этой статистики следует очевидный вывод: надо рукополагать как можно активней и больше. Так и делается: каждый человек, пришедшей в церковь воспринимается как потенциальный священник и если у него нет канонических препятствий, и если он ведет активную церковную жизнь, когда никогда он будет предложен в качестве кандидата. Отказ от возможности рукоположиться воспринимается в церковной среде, мягко говоря негативно.
Итак, у человека мужского пола в современной церкви есть только одна стезя для применения своих сил - стать священником. Но каждый ли может быть пастырем? В теориии (если нет канонических препятствий) да, но на практике мы убеждаемся в том, что пастрыство все же призвание, а не критическая необходимость. И лучше иметь пять священников по благодати и призванию, чем 15 только по благодати.
Что же делать? А ответ очень прост: в современных условиях надо активно использовать потенциал просто мирян. Сравним нашу ситуацию с той, что была в епархии до 1917 г. Тогда епархиальное управление (духовная конситория) на 75% состояло из мирян, в Тамбовской Духовной семинарии в 1899 г. из 36 преподавателей лишь 6 были священнослужителями, 97 % преподавателей церковно-приходских школ являлись мирянами. Т. е. очевидно соблюдался определенный баланс между клириками и мирянами при том при всем, что общее количество священнослужителей равнялося 3500 человек. И здесь указаны те сферы, где силы мирян могут быть успешно использованы не прибегая к необходимости рукопологать всех у кого борода растет.
Еще одна проблема: а нужно ли в каждом селе сразу же открывать храм и назначать священника, который зачастую окормляетя несколько приходов. Не лучше ли открыть молитвенный дом, назначить руководителем мирянина, который будет соответственно подготовлен, и когда действительно образуется православная община подумать о строительстве храма. Ведь у Русской Православной Церкви был уже такой опыт в XX в. в той же Японии. Почему мы его не применяем сейчас?
А так, создается ощущение, что Церковь состоит из священнослужителей и монашествующих, а где же миряне, какова их роль? Впрочем, есть надежда, что положение будет меняться. В окружении Святейшего Патриарха Кирилла появился один мирянин (Легойда), который занимает ответсвенный пост. Но долго ли он будет оставаться не в сане? Знает только патриарх.
Комментарии
Добавить комментарий