Обгоняя тучи

31.10.2007 16:04 — Олег Лёвин

Сборы

Каждый год юные разведчики из отряда «Скимен» [1] совершают поход в какой-либо район Тамбовской области. Цели у таких походов всегда две: познать себя и познать свой родной край. Без первого невозможно нормальное развитие личности, ее поступательное движение вперед; без второго сложно воспитать в себе подлинную любовь к родине, которая всегда начинается с любви к земле своих отцов и прадедов.

К походу начинаем готовиться еще зимой. Составляем маршрут, собираем максимум информации о тех местах, через которые предстоит пройти. Ближе к весне решаем самую сложную проблему для нас: где взять снаряжение и собрать необходимое количество продуктов. Но, слава Богу, и то и другое, к началу похода разрешилось, за что огромное спасибо иерею Александру Левину, Андрею Беспалову и предпринимателю Михаилу Семенову, который, кстати, никогда не отказывал нам в наших просьбах.

После всех предпоходных треволнений 15 июля 2006 г. в 8.50 утра, с автовокзала «Северный» мы покидаем город и на рейсовом автобусе направляемся к селу Большая Талинка. В походе участвует семь человек: четверо детей и трое взрослых.

Земетчино

От Большой Талинки начинается пешая часть экспедиции. Отсюда мы намерены пройти лесами до Земетчино и далее на Пахотный Угол, а там, через лес до села Горелое конечного пункта разведческого похода. Нам кажется, что за три дня мы легко преодолеем это расстояние и никто из нас, даже не подозревает, какие испытания выпадут на нашу долю.

Преображенская церковь в с. Бол. ТалинкаБольшоя Талинка село большое, растянувшееся вдоль дороги в двух направлениях. Само село стойко ассоциируется с именем прп. Федора Санаксарского, который бывал здесь в гостях у своего друга и ученика диакона местной церкви Михаила Никифорова. Самой церкви теперь нет, а на ее месте под красивыми соснами строится новая Преображенская церковь. Осмотрев, ее мы отправляемся в сторону деревни Марьевка, полные сил и задора, не обращая внимания на нестерпимый зной и готовые к противоборству, как с природой, так и с собой.

В Марьевке сворачиваем в поле, идем вдоль леса, а потом через него. Радуемся ласточкам, замечаем кормушку с солью для лосей и видим признаки всякой жизни в лесу: то парочку ежей на дороге, то мышь полевку, то крота. Через два часа пути выходим на дорогу, ведущую из Керши на Земетчину. Трое отправляются в село Керша за водой. У первого же на нашем пути дома обнаруживаем колодец, закрытый бетонным кольцом. Из отверстия в кольце тянется шланг, заканчивающийся краном. От колодца, почти сразу, начинается огромная лужа, в которой плещутся гуси. Они недовольны нашим появлением, тем, что мы пытаемся нарушить их суверенные права на этот водоем. Да и мы в нерешительности – стоит ли набирать из этого колодца воду? На порог дома, рядом с которым расположен колодец, выходит мужчина. Он обнажен по пояс и, видимо, изнурен жарой, лениво ковыряет спичкой в зубах. Мы спрашиваем у него: «Можно воды набрать?» «Набирайте» «А пить ее можно?» Мужчина некоторое время пребывает в задумчивости, затем кивает головой: «Можно». Мы наливаем несколько бутылок ржавой воды и возвращаемся к нашим товарищам.

Земетчинское лесничествоСело Земетчино со стороны дороги на Кершу пустынно и почти необитаемо. Вся жизнь его сосредоточена в средней части и в конце села, вокруг бывшей экономии Мазевских, от которой ныне остался двухэтажный каменный дом (в нем расположено Земетчинское лесничество) и еще один каменный дом без крыши и без дверей, заросший вдоль и поперек кустами американского клена. Каменный дом в Земетчино Сложно сейчас представить, что когда-то, до революции, в этом старинном русском селе (а известно оно с XVIII в) располагалось 209 домов и проживало 1340 человек.

Колодец с журавлемЕще только войдя в село, мы увидели колодец с «журавлем» (это такая длинная палка, на одном конце ее ведро, а на другом груз, опускаешь ведро в колодец и набираешь воду) и все устремились к нему. Однако старичок, сидевший на завалинке ближайшего к колодцу дома и с интересом наблюдавший за нами, предупредил, что в этом колодце воды давно нет. Он предложил зайти к нему во двор и набрать воды из его колодца, за что мы были ему очень благодарны, так как вода оказалась несравненно чище и приятней на вкус чем кершинская. Старичок, разговорившись с нами, упомянул о церкви их села, которая сохранилась, что стало для нас откровением. Конечно, мы знали, что в Земетчино была когда-то каменная Покровская церковь, построенная на средства госпожи Циммерман в 1833 г. (приход в селе открыт еще в 1760 г.), но то, что она сохранилась, никто из нас и не подозревал. Старик подивился нашему невежеству: как же у земетчинской церкви была самая высокая колокольня в округе, а в годы советской власти ее несколько раз пытались подорвать, да так ничего и не получилось – в былое время умели строить. Поблагодарив земетчинского жителя и попрощавшись с ним, мы заспешили к церкви. Земетчинская церковь И действительно не были разочарованы в своих упованиях: огромный храм кубической формы, сложенный из красного кирпича, стоял на небольшом возвышении, и даже без купола все еще производил захватывающее дух впечатление. Мы осмотрели его высокие арки и поднялись по каменной лестнице, когда-то ведущей на колокольню. Вид с земетчинской церкви Сверху хорошо просматривался некогда уютный уголок, остаток дворянского быта и прошлой жизни: барский парк, состоящий из сосен, лип, вязов образующих некое подобие аллей, а также пруд, в котором плескались местные деревенские ребятишки. Земетчинский пруд

Солнце уже близилось к горизонту и стоило подумать о ночлеге. Покинув бывшую церковь, мы отправились к западу от нее и вскоре нашли небольшую площадку, между рядом огромных вязов с одной стороны и мелким кустарником с другой. Место было несколько удалено от села и уединенно. Здесь же лежала огромная охапка сухого хвороста и множество бревен, оставшихся от какого-то строения.

После всех обычных для похода приготовлений, а именно постановка палаток, разжигание костра, приготовление пищи, оставив в лагере дежурных, отправились на пруд купаться. Вода в пруду была достаточно чистая, дно песчаное и мы около часа наслаждались возможностью плавать, нырять или просто поплескаться у берега. Перед ужином провели, ставшей уже традиционной, церемонию поднятия флага, суть которой состоит в том, что самые младшие участники похода обходят палаточный лагерь с отрядным и российским флагом, водружая их на импровизированный флагшток.

Грозовые тучиВечером мы слышали на востоке раскаты грома и видели огромную тучу, которая как какой-то чудовищный гриб расположилась над горизонтом. То были первые признаки опасности для нас и радости для местных жителей ждавших дождя уже больше месяца. За нами по пятам шли дождевые тучи и мы, пока, бежали впереди, обгоняя их.

Пахотный Угол

Брод через р. ШмырляйТамбовскую область вряд ли можно назвать краем озер и рек. У нас их не так много, а самые крупные из них может переплыть, даже ребенок. Но зато хватает всяких речушек и ручейков, и второй походный день мы начали с того, что переправились по бревну через маленькую речушку со смешным названием Шмырляй. Это событие несколько развлекло всех и внесло некое разнообразие в суровые походные будни.

Долина р. КершиЧерез земетчинский лес по узкой дороге, под палящими лучами солнца, вдыхая земляничный ароматы лесных полян и пролесков, мы держали путь на село Казывань, ожидая долгожданной встречи с первой на нашем пути рекой под названием Керша. Долина Керши открылась внезапно, представ перед нашим взором величественной панорамой состоящей из обрывистых берегов, широких заливных лугов и самой речки, узкой, извивающейся как змея, несущие свои лиловые воды в сторону Пахотного Угла, на восток. Р. Керша у Пах. Угла Местами берега реки были настолько отвесны, что представлялась Керша горной речкой, шумящей на дне глубокого ущелья. Мы подходили к краю отвесного берега и с опаской заглядывали вниз, где водный поток бурлил и клубился.

По небольшому деревянному мостку перешли реку и поднялись на более высокий, восточный склон долины. Отсюда на севере виднелись купола величественного Пахатноугловского храма, и само село, как будто расположенное на гряде. Отсюда же обозревалась почти вся долина, со всех сторон окруженная сосновым лесом и только на северо-западе, за селом виднелись большие «лоскуты» прямоугольных полей: черных, зеленых и желтых. Стадо коров паслось у самого берега реки, фигурка пастуха была еле различима на фоне маленьких сосенок, растущих там и сям. Над нами кружила цапля, она то снижалась, то вновь поднималась ввысь, замечая с нашей стороны хотя бы малейшее движение, которое могло, как ей казалось, быть для нее опасным.

Река КершаРешили свернуть с казыванской дороги и пойти вдоль реки прямиком к Пахотному Углу. На пути у того места, где Керша подходит к последним домам Казывани местные, жители указали нам родник чистой воды, первый и единственный на нашем пути. Вода, собираясь в деревянной бочке, вкопанной в землю и стекала в круглое озерцо покрытое зеленой ряской. В этом месте зеленый цвет господствовал повсюду: зеленая осока вокруг родника, зеленое озеро, зеленая трава и только белые утята деловито плавали по озеру, оставляя за собой небольшие проходы в скоплениях ряски, которые пересекали все озеро, образуя причудливый узор.

Спустившись еще немного вдоль реки, нам пришлось перейти ее вброд. Керша в этом месте неглубока. Спокойно струились чистые и прозрачные воды, лаская наши ноги, и долго не хотелось выходить на берег. Младшие наши разведчики искреннее удивлялись тому, что реки еще могут быть такими чистыми.

Дорога к Богоявленской церквиВсе время пути по правой возвышенной части долины были видны купола величественного Богоявленского храма, что находится в с. Пахотный Угол, но, спустившись вниз, к реке и потом, шествуя вдоль густого ельника, мы уже их не видели. Богоявленская церковь в с. Пахотный угол И только выйдя на опушку, в то место, где широкий луг простирался прямо до новой дамбы окаймляющей пруд, нам вновь открылся вид на Богоявленскую церковь, как бы висящую над всем селом.

Собственно храм единственная достопримечательность старого (известно еще с 18 века) села некогда основанного бывшими солдатами (другое его название Солдатчина), получившие здесь наделы для обзаведения хозяйством. Когда-то крупное (до 5000 человек), богатое село Пахотный Угол теперь производило впечатление запущенного и одичавшего угла Тамбовской земли. Памятник погибшим красноармейцам Об одной трагической странице истории села напомнил нам простенький памятник, расположившийся прямо около храма, покосившаяся надпись на нем гласила, что здесь погребены люди, погибшие в борьбе с врагами советской власти и некие неизвестные красноармейцы. Люди эти погибли в боях с антоновцами, ведь Пахотный Угол был одним из центров крестьянского восстания, до 700 пахоноугловцев воевали с большевиками на стороне Антонова. До сих пор в селе есть предания о том, как сам Антонов скрывался в селе, и о том, что в подвале храма антоновцы хранили оружие, а Котовский из Казывани стрелял из пушки по храму. И сейчас показывают на стене храма выбоину от попавшего в него снаряда. Истории эти, кстати, нам рассказал настоятель храма отец Владимир, который жил совсем недалеко от него. Хлебосольный и добрый батюшка принял всю нашу команду у себя в доме, матушка отца Владимира накормила вкусным обедом. Сидя за столом, узнали у священника о том, что в селе давно не было дождя и что сегодня прихожане просили отслужить молебен о дожде, поведал батюшка и о местной святыне Августовской иконе Божией Матери, написанной по заказу солдат-пахотноугловцев, когда они вернулись с Первой мировой войны. Отец Владимир предлагал нам остаться переночевать, но мы спешили, надеясь уже сегодня достигнуть деревни Смоляная Вершина.

Уходили из села с некоторой грустью и думалось, что быть может надорвались силы крестьян в те далекие 20-е годы и не восстановится теперь село в прежней своей стати. Но радовало, что есть храм, теплится вера в сердцах людей разного возраста и разных взглядов. Это внушало надежду на лучшее.

От Пахотного Угла до Смоляной Вершины дорога все шла полями. Дорога в поле не то, что в лесу. Идешь от посадок до посадок и кажется, что за следующими наконец-то откроется вид на ту самую деревню. Но нет, за этими посадками следуют другие, за ними еще и так до бесконечности. А между тем туча, призрак которой мы видели еще в Земетчино, надвигалась следом за нами с юга. И уж теперь то она должна была накрыть нас, но вдруг усилившийся ветер погнал ее на Пахотный Угол и там мы видели, как все почернело, как метались по небу молнии и, наконец, пролился дождь. Над нами было чистое небо и солнце пекло по-прежнему немилосердно, а когда уже не оставалось сил увидели мы на горизонте полуразрушенные домишки Смоляной Вершины утопающие в буйной растительности. Смоляная вершина Деревню мы прошли не останавливаясь. Некогда здесь было 98 домов, кипела жизнь, теперь мы обнаружили 2-3 дома, в которых еще теплится какая-то жизнь и один колодец с чистой водой. Таких деревушек, как нам говорили в Пахотном Углу, теперь немало, где-то восточнее Смоляной Вершины совсем заброшенная Шишкино, за ней Комаровка, да что там деревни: в некогда большом и старом селе Городищи, на пути из Пахотного Угла в Кривополянье осталось всего два дома.

В этот день мы долго искали место для ночлега и не смогли найти ничего лучшего кроме посадок недалеко от полузаброшенной деревни, где и поставили палатки.

Прыжок «льва»

«Скимен» в переводе со старославянского «лев», а если еще точнее, то молодой лев. Произошедшее с нами 17 июля иначе как прыжком «льва» и не назовешь: в течении двух дней убегая от туч, мы в конечном итоге загнали себя в такое положение, что в третий день нам нужно было, во что бы то ни стало выйти к реке Цне в районе села Горелое, а это больше тридцати километров пути.

Фермерское хозяйствоКак всегда встав рано, мы уже в десять часов утра вышагивали по асфальтированной дороге ведущий через лес к поселку Первомайский. Невольно остановились, залюбовавшись на образцовое фермерское хозяйство. Ангар, свиноферма, дом, поле ржи без единого сорнячка — давненько таких хозяйств не приходилось видеть. Что в прошлом, что в этом году в селах нам попадались только заброшенные коровники и разбитая техника. Произвел впечатление и поселок Обозный, состоящий сплошь из новеньких красивых домов, а уж Первомайский совсем удивил: посреди леса ровные дорожки, большая школа и основательные постройки, все говорило за то, что жизнь в этих местах развивается. И тем разительнее была перемена, мы как будто попали из пустыни в цветущий край.

Впрочем, достигнув Первомайского, где надеялись переночевать, мы решительно не смогли найти ни одного подходящего места, чтобы поставить палатки. Ручей под названием Хмелевая, протекавший рядом с поселком, распространял вокруг себя такое зловоние, что не хотелось даже останавливаться вблизи него не тот что ночевать на его берегу. Пришлось оставить надежды на ночлег в лесу и идти дальше, по песчаной дороге, через убогенький низкорослый лес. Дорога, петляя среди ухабов все тянулась и тянулась и казалось нет ей конца. Ноги вязли в рыхлом песке, а песок набивался в обувь, так что приходилось останавливаться и вытряхивать его. В довершении ко всему немилосердно пекло солнце, а тучи крупных оводов и слепней так и кружили вокруг нас.

ПривалДелали несколько привалов, а на перекрестке со старой Моршанской дорогой присели на поваленное дерево, достали консервы и устроили для себя полдник. Всякий раз убеждаешься, что походная жизнь лучший способ научиться ходить по карте, ориентироваться по компасу и без него. К концу пути, даже самые маленькие наши разведчики без проблем разбирались в топографических знаках на карте. Но самое бесценное что получаешь — это опыт воспитания собственной воли и чувство товарищества, братства, где каждый должен и готов помочь другому.

В этот день мы шли семь часов, почти не снижая темпа, не делая скидок на возраст и здоровье. Все выдержали и, даже хватило еще сил, достигнув реки, пройти вдоль нее в поисках Горельского святого источника. Но не суждено нам было в этот поход побывать на источнике, почти на полпути к нему, нас все же настигла туча и трехдневный спор, кто быстрее закончился в ее пользу: хлынул ливень. Под потоками воды, льющейся с неба, шли мы через поле по направлению к автобусной остановке. Все смертельно устали, натруженные ноги почти не чувствовали земли, но все же мы ощущали себя победителями потому что сложным и трудным путем, достигли цели.

Руководитель отряда «Скимен» Лёвин О. Ю.

18 июля-9 августа 2006 г.

[1] Отряд создан в 2002 г. на базе центра творчества г. Тамбова «Китеж». Основная цель: краеведческие исследования Тамбовской области и территорий бывшей Тамбовской губернии, сбор различных исторических сведений, разведка местности и маршрутов, выявление памятников истории и культуры, а также изучение особенностей ландшафтов области. За все время своего существования отряд провел 2 полевых лагеря, 3 похода и 7 местных выходов.

С 2003 г. отряд работает над осуществлением двух программ «Долины тамбовских рек как места традиционных поселений русских людей» и «Малые реки Тамбовщины от истоков до устья».

Комментарии

  1. 26.01.2008 20:40 — Гость

    молодцы

  2. 15.07.2008 20:01 — Гость Роман-Барнаул

    Здравствуйте! Очень хорошим делом занимаетесь - (краеведение в рамках возрождения церквей). У нас на Алтае такой вид дейятельности практически не практикуется из-за отсутсвия финансирования, неразработки методологической базы и элементарной незаинтересованости. Очень хорошо развита классическая археология, а церковная и общее краееведение из-за относительной "недавности" (край заселен русскими чуть более 300 лет назад) практически отсутсвует. Просьба поделиться опытом

  3. 05.08.2009 12:09 — Гость Анна

    Село наше называется Земятчино, самое красивое и видели вы останки колокольни, которая действительно была видна даже из Тамбова, а от храма, к сожалению ничего не осталось

  4. 07.08.2009 15:35 — Олег Лёвин

    Спасибо за поправку. Правильное произношение русских сел - это только местные жители знают. А храм, даже судя по колокольне, был великолепным

  5. Добавить комментарий

    Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.