Пикториальная фотография в Тамбове

15.11.2007 14:38 — Владимир Ермаков

Возникшая в конце 19 века "пикториальная" (в переводе с англ. "живописная") фотография стала одним из самых заметных явлений в художественной фотографии рубежа 19-20 веков и начала 20 века. Основоположником её считается английский фотограф Генри Робинсон. Он одним из первых стал рассматривать фотографию, как вид изобразительного искусства, сравнивая её с живописью.

Неизвестная женщина. Пикториальная фотография. Тамбов.

Неизвестная женщина. Пикториальная фотография. Тамбов.

Технический прогресс в фототехнике привел к появлению резко рисующих фотографических объективов. Появились и широкоугольные объективы, сильно расширяющие поле зрения. Становятся популярными резкие, хорошо детализированные фотоснимки. Такие фотографии входили в противоречие с эстетическими канонами художественной фотографии. Фотографическое общество разделилось на поклонников "резкой" и "не резкой" фотографии, на "технарей" и "художников". Споры эти в кругах фотохудожников продолжаются до сих пор Интересна статья Б. Елисеева, вышедшая в журнале "Фотографические новости", в №10 от 1911 года "Резкость и нерезкость". В которой этот вопрос рассматривается со многих точек зрения. И автор приходит к выводу, что "господа-любители, не считайте резкость рисунка ваших фотографий идеалом совершенства и помните, что некоторой нерезкостью часто можно достичь гораздо лучших результатов и что некоторые сюжеты прямо требуют известную размытость рисунка и вообще только при таких условиях становятся интересными". (Журнал "фотографические новости" №10, от 1911 года, стр.147.) Пикториальной фотографии свойственна мягкость рисунка, некоторая нерезкость, пластичность изображения. Фотоснимки стилизовывались под гравюры, акварели, офорты.

Неизвестная женщина. Пикториальная фотография. Тамбов.

Неизвестная женщина. Пикториальная фотография. Тамбов.

Применялись разнообразные техники печати - бромойль, гуммиарабик, озобром и др. Одним из первых в России в этой технике стал работать фотограф А. Мазурин. А сын нашего земляка, выдающегося фотографа-художника А.О. Карелина, фотограф А.А. Карелин сделал сообщение на шестом собрании РФО (Русского фотографич. общ-ва) в марте 1895 г.
Он предложил фотомастерам использовать опыт фотографов-импрессионистов, у которых некоторая нерезкость в изображении приближает их фотографию к произведениям искусства.
Революционные события 1905 года сильно повлияли на культурную жизнь России. Были сняты многие цензурные запреты. Широко распространились новые художественные течения - символизм, импрессионизм. Идеи раскрепощения духа и тела овладевали умами художников и деятелей культуры. "Искусство и не может быть иным, как кристаллизацией нашего чувственного отношения к миру", - писал М. Волошин.

Слепой музыкант и девочка-поводырь. Пикториальная фотография. Тамбов.

Слепой музыкант и девочка-поводырь. Пикториальная фотография. Тамбов.

Огромный вклад в распространение и развитие идей пикториализма в России внес фотограф Н. Петров. В своих многочисленных текстах, обосновавший основные концепции развития пикториальной фотографии в России.

В моей коллекции есть несколько пикториальных фотографий тамбовских фотографов. Сохранилось их очень мало, да и работали в пикториальной манере единицы фотохудожников.
Несколько женских портретов. На них люди выглядят очень естественно. Применялись длительные выдержки при фотографировании, и лицо человека выходило более естественным.
На нем не фиксировались моментально проходящие мимические сокращения мышц лица. Изображения отличаются высокой пластикой, лица лишены натуралистических подробностей.

Интересен ночной снимок реки Цна. Описать его словами и полиграфически воспроизвести его очень сложно. Техника его исполнения очень сложна, он тонирован солями золота, многократно пропечатан. Изображение на нем как бы объемно, и под разными глазами зрения он выглядит по разному. Деревья по берегам реки то пропадают, то вновь возникают, а лунная дорожка как бы движется, живет. Фотоснимки такие существуют только в одном экземпляре, и даже автор не может точно повторить свою фотографию - она при другой печати получается совсем другой. Отпечатки эти имеют большую ценность: художественную и материальную.

Пикториальная фотография воспевает красоту окружающего нас мира, зритель получает настоящее эстетическое наслаждение, он видит только самое лучшее, светлое и хорошее.
Пикториальная фотография живет и развивается. И сегодня проходят выставки и смотры фотографов, работающих в эстетике пикториализма.

Декабрь 2005 г. Тамбов.

Комментарии

    Добавить комментарий

    Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.