В авангарде российского мостостроения

21.05.2008 14:50 — Валерий Акимов

Реки разъединяют людей, а мосты их связывают. Рек в Тамбовской губернии было немало. И хотя больших судоходных на её территории не протекало, общее число рек, речек и ручьев на рубеже XIX-ХХ веков здесь достигало полутора тысяч. Однако, с мостами и дорогами, как всегда, была беда: при большой протяжённости дорог, качество большинства из них оставляло желать лучшего. Поездки в то время были утомительны и отнимали много времени. Весенняя или осенняя распутица ещё больше усугубляли положение, сухие овражки наполнялись водой, грунтовые чернозёмные дороги «раскисали» и местами становились непролазными. А, судя по документам, «сплошных дорог с каменною одеждою» в губернии не было вообще1. Местных каменных материалов, пригодных для создания мостовых, в крае не добывали, и мощение или «шоссирование» дорог обходилось крайне дорого. Попытки привести дороги в более-менее приличное состояние властями, конечно же, предпринимались, однако, этих мер было явно недостаточно. Кроме того, требовали постоянного ремонта бревенчатые мосты и переправы, ежегодно разрушаемые весенним половодьем. Проложенная в конце XIX века через Лебедянский уезд железная дорога смогла частично решить транспортную проблему, однако, для большинства населения главными транспортными путями по-прежнему оставались обычные дороги.

 

Заметным вкладом в дело улучшения грунтовых дорог должен был стать «Высочайше утвержденный 1 июня 1895 года Закон о дорожном капитале», который регламентировал расходы земств на дорожную повинность. Ведь именно в обязанности земских учреждений вменялось устройство и содержание дорог, мостов и переправ. Собирая дорожный налог, земства ежегодно пускали полученные средства на ремонт имевшихся сооружений - немногочисленных мостовых и ветхих деревянных мостов, ремонт которых обходился всё дороже. Лебедянский уезд не был исключением. Каждый год смета расходов по содержанию, исправлению и постройке дорожных сооружений лебедянского земства содержала длинный список мостов и переправ, требующих ремонта: «в Покровской слободе через речку «Лебедянку» - мост длиной 36 аршин шириной 10 и вышиной 5 аршин на 8 рядах свай по 5 в каждом; выложенный камнями на ребро, с гатями с обеих сторон. Мост деревянный и как указано было в смете ещё в минувшем году, очень ветхий и ежегодно требует значительного ремонта». Паром в с. Троекурово: «лодки парома, существующие при переправе, стали совершенно ветхи; поддерживались постоянным ремонтом и в настоящее время дальнейший ремонт не может оказать никакого значения». Требовался ремонт деревянных мостов с каменными гатями на речке Ракитинке, в с. Ольховец через реку Дон, моста на овраге Кочетовка, на лощине Кураповского лога и других. Отмечалось, что мост на лощине против хутора Дурасова на Раненбургском тракте «необходимо сделать новый, потому что старый совершенно разрушился»2. Однако, строительство новых каменных сооружений по прежнему оставалось очень затратным. Даже в купеческой Лебедяни строительство нового каменного моста через Дон, необходимость которого давно стала всем очевидной, было признано слишком дорогим и отложено на неопределенный срок. Что уж говорить о многочисленных мостиках через безымянные овраги и лощины, которыми так густо был изрезан весь уезд.

Однако, даже в таких условиях появление технологии железобетонного строительства некоторое время оставалось недооцененным. Как и всё новое этот материал подвергался «беспощадной и зачастую неосведомлённой критике», и в частности, со стороны земских деятелей. Тем не менее, несмотря на такое недоверие, железобетон стал постепенно внедряться и вскоре начал вытеснять используемые ранее материалы, а с ними и прежние типы сооружений. Уже через десять лет применение железобетона достигло в губернии внушительных размеров. Здесь строились как самые простые небольшие мостики на каменных устоях со сплошной или ребристой железобетонной плитой, балочные мосты на колоннах, так и мосты более сложных конструкций.

В этом новом деле применения в дорожном строительстве современного материала первым стал Лебедянский уезд. Первые железобетонные мосты, со своими, на первый взгляд, хрупкими конструкциями, вызывавшими недоверие и скептицизм населения и властей, появились на его территории. Неудивительно, что всего пять лет спустя здесь было построено самое крупное сооружение такого типа - мост через реку Дон в Лебедяни - ставший, по мнению специалистов, «и по конструкции и по величине и по смелости выполнения одним из самых интересных железобетонных мостов, построенных не только в Тамбовской губернии, но и вообще в России».

 

«Казённый» мост в Лебедяни.

На фото: высота опор лебедянского моста немногим меньше восьми метров.

Фото В.С. Акимова. 2003 г.

А «первой ласточкой» железобетонного мостостроения в Тамбовской губернии стал мост в лебедянском селе Волчье (теперь Добровский район), построенный в 1905 году. «Впервые мысль о постройке этого моста», говорится в источнике, «возникла в начале строительного сезона, когда на небольшом овраге-суходоле было намечено построить мост на каменных опорах. Первоначальная смета на постройку такого моста составила 3971 руб., причём сюда не входила стоимость камня и дерева (около 1600 руб.), т.к. эти материалы обязалось заготовить и доставить за свои средства крестьянское общество. Технический персонал Губернского Земства всё время был озабочен вопросом о том, чтобы по возможности удешевить постройку капитальных сооружений, и выдвигаемый в то время техникой новый строительный материал - железобетон, казалось, давал возможность достигнуть этого. Местные условия (глубокий овраг и небольшой пролёт) говорили в пользу постройки железобетонного моста на колоннах балочной системы и потому было решено заменить предположенный каменный мост - мостом железобетонным».

В виду отсутствия опыта в возведении подобного рода сооружений, а также за неимением подготовленных рабочих и мастеров, мост решили строить подрядным способом. По предоставленному фирмой проекту стоимость моста, вместе с работами и материалами, составила 3750 рублей, т.е. на 1821 руб. меньше стоимости прежде принятой конструкции. Спроектированный мост балочной системы на колоннах имел три пролёта и достигал 9 саженей (около 18 м) в длину. К строительству приступили во второй половине июня. Через два месяца закончили бетонирование. А 15 сентября ещё незамощённый мост подвергли испытанию временной нагрузкой камнем по 148 пудов на квадратную сажень (около, 2,5 т на 4 м2). Повторный осмотр и испытание нагрузкой в 187,5 пудов на кв. с. (около 3 т на 4 м2), произведённые комиссией в мае 1906 года также не выявили никаких существенных повреждений и недостатков. Мост был принят и эксплуатировался ещё многие годы.

Строительство железобетонных мостов в уезде продолжилось только через три года и постепенно стало набирать обороты. В селе Куймань был построен сначала один (в 1908 г.), а затем ещё два (в 1909 г.) балочных моста на колоннах. Все мосты были однотипные и имели по три пятиметровых пролёта.

Заросший и засыпанный ж/б мост в с. Куймань, тем не менее, исправно выполняет свои функции.

На фото: Заросший и засыпанный ж/б мост в с. Куймань, тем не менее, исправно выполняет свои функции. Фото В.В. Акимова. 2005 г.

Следующий год для Лебедянского уезда ознаменовался строительством большого «Казённого» моста в Лебедяни. Местное Земство с привлечением губернских, городских и своих собственных средств, сделало правильный выбор. Применение нового материала и передовой конструкции позволило закончить строительство этого грандиозного по тем временам сооружения всего за один строительный сезон. Инженеры саратовской фирмы «Грингофф и Братъ» и местные вольнонаёмные рабочие уже в мае приступили к забивке свай и закладке фундаментов, в сентябре было произведено бетонирование верхней части, а в декабре состоялись приёмочные испытания. Стоимость строительства составила девяносто две с половиной тысячи рублей, что по сравнению с 200 тысячами стоимости предлагавшегося ранее проекта, было значительной экономией средств. В ходе строительства пришлось, правда, столкнуться с непредвиденной трудностью: с правого берега чуть выше места строительства в Дон впадала небольшая речка Городянка, пересыхающая летом, зато весной несущая потоки талой воды прямо на опоры проектируемого моста. В итоге быки нового моста пришлось расположить не параллельно друг к другу, а под небольшими углами, в зависимости от направления течения в разных местах реки. Кроме того, устье речки отгородили насыпной дамбой.

Лебедянский «Старый» или «Казённый» мост действует по сей день. Во многом этому способствовало бережное отношение к нему лебедянских властей. Ещё в 1929 году во избежание быстрого износа и разрушения этого стратегически важного сооружения городские власти утвердили правила пользования мостом. Постановление Президиума Лебедянского Городского Совета от 8 мая предписывало 1) осуществлять езду по железобетонному мосту «исключительно шагом». Быстрая езда воспрещалась. Постановление также гласило: 2) «Проход по мосту тяжёлых машин, как то: тракторов, локомобилей ... с ребристыми ободами на колёсах разрешается только с применением предохранительных приспособлений в виде настилов из досок; 3) при проезде через мост экипажи должны следовать по правой стороне один за другим, обгонять впередиследующие экипажи, а также останавливать таковые на мосту без крайней необходимости запрещается. Лица, виновные, подвергаются административной ответственности в виде наложения штрафа до 3 рублей, а при уклонении от уплаты - к принудительным работам до 5 дней»3.

Но однажды мост всё же пришлось закрыть на ремонт. В 1970-1980-е транспортный поток через мост резко возрос, и это не могло не сказаться на его состоянии. Тяжёлые грузовики разбили дорожное полотно, и из него показались прутья металлической арматурной решётки. После ремонта проезд по мосту для грузового транспорта был закрыт, движение стало односторонним, а на въездах были установлены светофоры. Скоро мост отметит своё столетие. За это время он стал не только образцом передовой технической мысли, но и визитной карточкой Лебедяни (на фото).

Открытка. Казенный мост в Лебедяни. Фото Акимова В.С. 2000 г.

Кроме моста в городе в 1910 году лебедянскому земству удалось построить ещё два моста на территории уезда. Первый, в с. Лубны (теперь с. Сухая Лубна Липецкого района), представлял собой балочный мост системы Геннебика4 и имел три четырёхсаженных пролёта. Второй мост соединил берега речки Ракитянки около села Ракитня (теперь с. Старое Ракитино Лебедянского района), севернее Лебедяни и отличался лишь длиной пролётов: средний достигал 7.40 м, а крайние - по 4.94 м. Испытания мостов, произведённые 26 и 27 октября 1910 года, подтвердили качество выполненных работ и надёжность обоих сооружений. Окончательным испытанием стала проверка временем, которую мосты также выдержали. Лишь с появлением тяжёлой сельскохозяйственной техники и, потому, новых требований по грузоподъёмности, мосты были выведены из эксплуатации. Им на смену пришли современные железобетонные собратья. Случилось это уже в 1980-е годы.

Новый ж/б мост у с. Старое Ракитино был построен рядом с предшественником. Фото В.В.Акимова. 2005 г.

На фото: новый ж/б мост у с. Старое Ракитино был построен рядом с предшественником. Фото В.В. Акимова. 2005 г.

В 1983 году в Лебедяни появился второй железобетонный мост через Дон. Работы выполнили специалисты треста «Химнефтестрой», партнеры и основные заказчики продукции машиностроительного завода5. Новый мост помог решить сразу несколько проблем, ведь потребность в нём назрела ещё в конце 1960-х. На левом берегу быстрыми темпами развивался крупнейший в городе машиностроительный завод, расстраивался заводской посёлок. Однако, добираться туда из центра было неудобно. Городские автобусы ходили через большой мост, огибая Лебедянь подковой. Для переправы заводского транспорта, перегона скота местных жителей использовался старый мостик между Большим Переулком и Средней Задонкой в Стрелецкой слободе. Но пользоваться им с каждым годом становилось все опасней: обходясь долгое время без ремонта, деревянный мост, в конце концов, пришёл в полную негодность. По свидетельствам современников, на нём постоянно проваливались колесами машины, а иногда даже застревали коровы6. Перебираться через реку приходилось вброд.

 

Прошли годы, изменилась строительная техника и методы, но материал остался прежним. Строительство нового моста в Лебедяни. Фото А.И. Данилова. 1983 г.

На фото: Прошли годы, изменилась строительная техника и методы, но материал остался прежним.

Строительство нового моста в Лебедяни.Фото А.И.Данилова. 1983 г.

 

В 1993 в Лебедянском районе построили второй железобетонный мост через Красивую Мечу, надёжные дорожные переправы появились и в других местах. История строительства мостов продолжилась.

Примечания:

1. Диамандиди Н.О. Шоссейные железо-бетонные мосты Тамбовской губернии. Тамбов. 1914.

2. Журналы очередного Лебедянского Уездного Земского Собрания. Октябрьская сессия 1898 г. Лебедянь. 1899. с.374-375

3. ГАЛО ф. 37, оп. 1, д. 202, л. 32

4. В 1892 г. французский инженер Ф. Геннебик предложил монолитные железобетонные ребристые перекрытия и ряд других рациональных строительных конструкций.

5. Волынчиков Н.В. Лебедянь. Годы, события, люди. Воронеж, 1998. с 122.

6. Дубинин Н. У шести хозяев мост без присмотра. // Путь октября. №127 22.10.1968

Впервые опубликовано в сборнике "Записки Липецкого областного краеведческого общества". Выпуск IV. М.-Липецк, 2005. С. 172-177.

Комментарии

    Добавить комментарий

    Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.