Настоящее имя автора - Алексеев Владимир Петрович. В заметках будут помещаться историко-краеведческие и генеалогические материалы. в том числе для земляков жителей Орменки и других деревень Выгоничского района и Брянской области.
ОРМЕНСКИЕ ИСТОРИИ.
Солопеев коня ищет.
Орменский крестьянин Солопеев был тучен и дороден, ноблизорук. У него было много коней. Однажды поехал он их пасти. Отпасся исобирает их домой гнать.Все кони на месте, но одного не хватает. Ездит он полугу, все ищет. Тут его соседи спрашивают: «Что ищешь Солопев?» «Да вот меринагнедого потерял!» Ему и говорят: «Да ты же нанем сидишь!» Посмотрел Солопеев ивправду сидит он на том коне, которого ищет.
Масленый помазок.
Старые орменцы были людьми скупыми и экономными. Одинорменец перед сельской сходкой подмасливал помазком свою бороду, чтобы думали,что он жирно ест. Как-то пошел он на сходку, а жене нужно сковородкуподмаслить, а помазка не найдет. Посылает она сына к отцу спросить, куда он делпомазок.Сын прибежал на сходку и кричит при всех: «Бать, а бать, где помазок,что ты бороду мазал?»
Яйцо в толченке.
Жил один бедный и скупой орменскиймужик. Если и мог он себе позволить в пустую толченку добавить яйцо, то нецелое, а только половину. Раз как-то ждет он гостей, а сын принес яйцо длятолченки и спрашивает: «Бать, а бать? Все яйцо в толченку бить или половину?»Хозяин отвечает: «Бей все! Пусть говорят, что мы жирно едим.»
Телега без колес.
Где-то в 1920-е годы прислали отрядсолдат устанавливать телеграфные столбы. Солдаты приехали на грузовомавтомобиле, которого ольховцам еще редко кому приходилось видеть. ОднаОльховская баба, по прозвищу Малфинка, так-как ее взяли замуж с Малфы, работалана поле и с изумлением наблюдала, как ехала машина. Приходит ее муж. Она ему иговорит: «Гришечка, кабы ты видел, тут ехала телега без коня, а шибко, шибко!»
Яйцо с зародком.
Два мужикакосили траву. Один нашел гнездо дикой утки с яйцами. Взял одно яйцо, разбил ибыстро проглотил и кричит : «Кум Лаврин! Гнездо с яйцами!». Кум отвечает : «Даоно наверное с зародком?» Тот отвечает: «Ага.»
Нога в колесо попала.
Два лесника подвыпили и поехали на телеге домой. Петькаконем правит, а сзади Ванька сидит. Конь шел неспеша. Вот Ванька и говорит:«Вань, давай с тобой споем!» У Ваньки, как на беду, нога в колесо попала. Онкак закричит: «Нога в колесо попала!» Петька, не оборачиваясь, подумал, что этопесня такая и запел: «Нога в колесо попала! Нога в колесо попала!»
Дрова не нужны?
Стучатся ночью к одному орменцу в дом. Мужик выходит, а егоспршивают: «Хозяин, тебе дрова нужны?» Он отвечает: «Не нужны» и идет спать.Утром просыпается, идет в сарай за дровами, а там ни полена нет – все выгребли.
Бедный щедрей богатого.
У крестьянина из Малого Крупца,известного во всей округе пчеловода Владимира Васильевича Андрюшина в 1927 годуобъелась корова. Решил он ее прирезать, а мясо свезти на рынок в Брянск. Ездилитогда, не через Выгоничи, а прямым путем через Трубчино и Титовку. В то летопогода выдалась нестерпимо жаркая и, как назло, при подъезде к Титовке, утелеги сломалось колесо. Андрюшин и думает: «Что делать? Потеряешь несколькочасов и мясо не на рынок везти, а в придорожную канаву собакам сбрасывать!»Пошел Владимир Васильевич по деревне и просит всех: «Дайте колесо, буду ехать назад– отдам». Чужому человеку никто колеса не дает. Совсем отчаялся Андрюшин,остановился перед последней, самой бедной с виду, хатой. «Тут,- думает,- искатьнечего, справные хозяева не дали, а этот и подавно». Но к его радости, хозяинснял колесо с единственной телеги и отдал его Андрюшину. Тот вовремя доехал доБрянска, продал мясо и купил новое колесо. В Титовке он вернул колесо своемуспасителю, а позже, в благодарность за помощь, отвез ему в подарок улей пчел,из которого образовалась целая пасека.
Кутузов.
Пастух Костюшин из Малого Крупцаполучил громкое прозвище – Кутузов, но не в честь бранных подвигов, а вот покакоьу случаю. Однажды в роще паслось стадо свиней. Один старый крупный хрякклыками зацепился за пень, а вырваться никак не может. От его бешеного визгазахрюкало и забеспокоилось все стадо. На шум прибежали односельчане, но никтоиз них не мог вызволить хряка. Только Костюшин сумел вырвать его из пня. Заэтот подвиг его стали называть Кутузовым, а позже – короче – Кутузом.
Как Ольховский мужик в царицину кроватьзалез.
Брат моего дедушки Голиков СтепанДанилович до старости не забывал про молодые утехи. Не раз бывало его женабабка Катя с кочерьгой подстерегала под окнами у деревенских вдовушек. Но самаябольшая его гордость была в том, что побывал он не в какой-нибудь постели, а вцарской, да еще самой Екатерины. А было это так. В начале Великой Отечественнойвойны часть, в которой он служил в солдатах, проходила через Гомель. Повелисолдат на зкскурсию в музей – дворец Румянцевых и Паскевичей. Экскурсоводпоказывает подарки, которые цари вельможам своим дарили. Среди них и кроватьсамой Екатерины. Данилычу запала в голову мысль: «Как бы попробовать, какцарицы спали?» Выждал момент, когда экскурсовод с другими солдатами отошелподальше, снял сапоги и залез на кровать. Полежал все таки на царицинойпостели. После всю жизнь хвалился.
Вырвать Ленина и Сталина
1 сентября 1941 года школьники, какобычно отправились в орменскую школу, но перепуганные немецкой бомбежкойразбрелись по домам. В начале октября пришли немцы. Оккупационные властиназначили директором школы уроженца Ольховки, по прозвищу Шамотылич, имевшегопедагогическое образование. По деревням было отдано распряжение всем детямявиться в школу. Пошел со всеми и мой отец Алексеев Петр, которому тогда было13 лет. На уроке немецкого языка директор подходит к нему и смотрит в учебник.Увидев там портреты Ленина и Сталина, приказывает: «Вырвать листы!» Петя листы с портретами Ленина и Сталина невыдирает. Тогда Шамотылич со всей силы ударил его указкой по рукам и сам выдраллисты. Петя тут же сгреб книжки в охапку и быстрее в Ольховку к матери. Та егоспрашивает: «Что ты Петрок рано?» Он в слезах отвечает: «Я в эту школу большене пойду!» Так до освобождения от фашистов 17 сентября1943года, он, как ибольшинство местных детей в школу не ходил.
Расстрел за шутку.
Василию Королеву во времяфашистской оккупации было 13 лет. Однажды с братом он пас коней на краюОльховского леса. Мимо них на велосипеде проезжал, назначенный немцами,волостной старшина. Мальчики решили пошутить: взяли большие палки и начали сних целиться. Старшина уехал и прислал в Ольховку немцев. Те схватили детей, началикричать: «Партизанен» и угрожать расстрелом. Перепуганные ольховцы позвали двухмужиков, которые были в немецком плену во время первой мировой войны, инастолько хорошо научились говорить по немецки, что сумели убедить их, что детипростые пастухи и пошутили. Иначе детская шутка могла бы закончитьсярасстрелом.
Розы и бахилы.
Петр Матвеевич Костюшин во времяВеликой Отечественной войны служил летчиком.В 1943году самолеы его части делаливылеты в районе Брянска. Вот он и решил подать весточку своей матери. Пролетаянад родным Крупцем, он насколько возможноснизился и сбросил над домом материбукет роз. Зная о страшной нужде, в которой тогда жили его родные, он вследующий раз повторил полет, но сбросил матери бахилы, которым она была рада, наверное,больше, чем розам. К сожалению, Петру Матвеевичу не удалось увидеть родногодома. В воздушном бою на Украине он был тяжело ранен и умер в госпитале подКиевом. Домой прислали его личные вещи – кожанку, сапоги, которые донашивалибратья.
Свадьба в Ольховке.
Одна Ольховскаядевица Валентина где то в1976 году познакомилась с парнем, заканчивавшимвоенную службу в Брянске. Оба друг другу понравились. Валентина свозила солдатав Ольховку, показала матери и деду. Договорились о дне свадьбы. Жених оставил убудущей тещи солдатский чемодан. Невеста с мамашей к свадьбе подготовились:нагнали самогонки, наварили холодца, созвали родню и с утра ждут жениха.Автобусы тогда ходили только до Выгонич, а оттуда
Дело было в том,что мать жениха перед свадьбой сама решила проведать о невесте и ее родне. Подороге в Ольховку ей рассказали, что мать невесты часто гонит самогонку, да исама Валентина любит выпить, вот она и отговорила сына от этой свадьбы
Цыганский подряд.
Гдето в1969 году директор совхоза«Орменский» Семен Иванович Кремнев заключил договор с цыганским табором изМолдавии. Там произошло большое наводнение, многие дома были смыты, и совтскиевласти. Чтобы помочь цыганам в этой беде, порекомендовали руководителямпредприятий предоставлять по возможности работу.Прибыл такой табор и в Орменку.Цыгане со своими телегами и палатками расположились недалеко от дирекциисовхоза на северной окраине Орменки. Импоручили ремонтировать бороны и косилки.Цыгане начали работать так быстро, чтовсе изумились. Но еще больше изумился Кремнев, когда ему показали счет скругленькой суммой. Платиь он категорически отказался. Цыгане стали ждать. Своипалатки поставили вокруг конторы, тутжеразожгли костры и начали кашеварить.Дымчерез форточку проникал даже в директорский кабинет. Каждый рабочий деньудверей конторы встречала толпа цыганят, хватающих его за одежду и орущих: «Дядька,давай деньги!»
Тут же перед конторой цыгане поставилисвои наковальни. Орменцы стали носить им для ремонта или на заточку топоры икосы.Грохот от наковален стоял в директорском кабинете день и ночь.Цыганкиходили по дворам и попрошайничали, а по вечерам пели песни у своих костров,устраивали концерты в сельском клубе с песнями и плясками. После двух недельтакой осады нервы у Кремнева не выдержали. Он опустошил всю кассу, норассчитался с ними. Цыгане с радостью уехали восвояси, надолго оставив памятьосебе у орменцеви особенно у директора Кремнева.
Комментарии
Орменские истории занимательны, поучительны и написаны "чеховским" слогом. Будем ждать дальнейших публикаций выдающегося брянского историка-краеведа Алексеева В.П.
Больше месяца прочитываю заметки и очерки,мне нравится как изложено!
Добавить комментарий