Тамбовская область

НАЧАЛО ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ В СЕЛЕ ШАПКИНО

10.04.2009 19:05 — svit68
НАЧАЛО ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ В СЕЛЕ ШАПКИНО

ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ

  За последние десятилетия многое было разрушено, потеряны многие идеалы и забыты поучительные страницы нашей истории, истории наших предков и их славных дел. Люди перестали уважать свое прошлое и попрали духовные основы своей жизни. От этого и многие беды. Разруха не только вокруг, но и в головах. В наше время люди находятся в атмосфере духовной опустошенности, в условиях разрушения традиционных для России и населяющих ее народов нравственных ценностей. Лишенные религиозного образования и воспитания, они впитывают в себя многие негативные явления современной жизни. Многие люди привыкли действовать без оглядки на совесть, «брать от жизни все» без разбора. Быть может, данная корреспонденция об изначальной церковной жизни и истории постройки церкви Архангела Михаила в селе Шапкино поможет на примере славных дел предков дать больше нравственных сил в наше трудное время.

1. О первых людях  села Шапкино
В начале 18 века неспокойно было на землях рек Вороны и Хопра. Это была юго восточная граница государства Российского. Для освоения этих земель и защиты от набегов крымских и ногайских татар в 1698 году был основан город-крепость Борисоглебск. В 17 веке многие «вольные» казаки вступили в уже существовавшие к тому времени корпорации служилых людей «по прибору», ведь там они получали постоянное жалованье деньгами, продуктами и земельными наделами. В пограничных городах размещались преимущественно служилые казаки, которые селились в особых казачьих слободах. «Прибираемые» для службы казаки получали название того города, где были поселены, с определением характера службы (станичной, полковой, городовой). Внутренняя организация служилых казаков была такой же, как у городовых стрельцов. Они делились на сотни, полусотни и десятки. Также служилыми людьми по прибору были помимо казаков: стрельцы, дети боярские, пушкари, солдаты, рейтары, копейщики, драгуны. По практике от города-крепости появлялись поселения не далее пятнадцати верст и только позже сторожа и станицы уходили до сорока – шестидесяти верст. 
  В начале 18 века крымские и ногайские татары совершали грабительские набеги на Борисоглебский край, уводили в плен, в рабство мужчин, женщин, детей, угоняли скот, разрушали жилища, топтали поля. Основную часть населения края составляли тогда мелкие служилые люди: стрельцы, казаки, пушкари, поселенные драгуны, солдаты, рейтары, дети боярские. Это были одновременно и воины, и земледельцы. Для защиты от татарских набегов они строили земляные и деревянные укрепления, отражали нападения татар. Они же начали распахивать целинные земли. 
  И вот в это время наши предки обосновались на месте села Шапкино. Первое упоминание о нем было за 1710 год и называлось село Шапкино в то время – деревня Исапова станичной службы. И было в ней тогда станичниковых 23 двора. 
  Помимо охраны окружающих земель, жители несли еще и другие общегосударственные и местные повинности, требовавшие затрат человеческого труда, тягловой силы, сельскохозяйственных продуктов и денежных средств. Они обязаны были за свой счет содержать ландмилицию – особый род полурегулярных войск, учрежденных в 1713 году для охраны южной границы. 
  Трудно и опасно было жить нашим предкам. И не всем поселенцам пришлось это по душе. Но те, кто оставались, были сильны духом и верой. И, недаром, с первых же дней была у них построена часовня Архангела Михаила. Нашему рациональному сознанию трудно понять, почему первым делом, на любом новом месте, казаки строили часовню или храм. А ведь наши предки-казаки свое духовное и нравственное начало находили в Православии. Они были очень набожные люди. За родную землю, за правое дело, за Православие казаки шли в бой с крестным знамением. Самыми большими ценностями для казаков были: Вера, Родина, казачья честь, дети, непререкаемый авторитет старейшин. На этой базе были основаны жизненные принципы образа жизни наших предков. Душу - Богу, Сердце - людям, Жизнь - Отечеству, Честь - никому. Поэтому, переселяясь на новые места, казаки сразу же строили сторожевую вышку, предупреждающую жителей о вражеских набегах и, наряду с временными землянками и шалашами, хотя бы небольшую, но часовню. 
  И недаром предки жителей Шапкино назвали часовню именем Архангела Михаила - архистратига (по-гречески - верховный военачальник). Он полководец, воевода верных Богу ангелов, победоносный враг Сатаны, победитель зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Архангел Михаил - первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копьем в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия - диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами - служителями Божиими и злыми духами - ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копьем, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. Таковыми и хотели быть наши предки, основавшие село Шапкино. Таковыми и должны быть мы, их потомки.
  А вот слова молитвы, с которыми наши предки обращались к Архангелу Михаилу, свершая свои ратные и трудовые дела и подвиги:
  «О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным и избави нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избави нас навсегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.»
2. О построении церкви 
Архангела Михаила  в селе Шапкино

К 1723 году жизнь в селе Шапкино устоялась. Уже несколько лет не было набегов крымских и ногайских татар. И в январе 1723 года жители села решили строить в селе церковь. И от имени пятидесятника села Шапкино Леонтия Гавриловича Черникова была написана челобитная:
  «Всепресветлейший державнейший император и самодержец всероссийский Петр Великий, отец отечества, государь всемилостивейший.
  В прошлом, государь, по твоему императорскому величества указу поселено вышеозначенное село Шапкино на речке Исапе дворов семьдесят и больши. А в том селе церкви Божи нет и от города Борисоглебска и от другие села в дальном расстоянии верстах в шестидесяти и больши и многия того села жители помирают без покояния и без причащения и родитеницы лежат без молитв. Многое время и ныне мы, того села жители, обещали в том селе построить внове церковь Божию во имя Архистратига Михаила и к той церкви обещали ис своих дач попу с причетником пашенной земли и своих дач обещали петнадцать четвертей в поли, а в двух потому ж, сенных покосов петнадцать копен.
  Всемилостивейший государь, просим вашего императорского величества: вели, государь, в том селе Шапкине построить внове церковь во имя Архистратига Михаила и о строении оной церкви дать свой императорского величества указ.
  Вашего величества нижайшие рабы Борисоглебского уезду села Шапкина пятидесятник Леонтей Гаврилов сын Черников и слободы жители. 1723 году генваря в день, а челобитную писал Борисоглебского уезду корочанской слободы поп Василей Сафонов по прошению того села жителей и к сей челобитной борисоглебской подьячей Иван Савелов вместо пятидесятника Леона Черникова и всех той слободы жителей по их прошению руку приложил.»
  И 11 января 1723 года (все даты здесь и далее по старому стилю) эта челобитная была подана. А в июне 1723 года в дополнение к этой челобитной расспросили попа села Шапкино Якова Данилова и записали:
  «Июня 19 числа 723 году против вышеозначенноя пометы Борисоглебского уезду села Шапкина поп Яков Данилов по св(я)щенству сказал: как по его императорского величества указу то челобитье вышеозначенных просителей во оном селе Шапкине ц(е)рковь Б(о)жию во имя Архангела Михаила повелено будет построить и на то строение лес будут готовить из своих лесных угодей и строить будут вышеозначенные челобитчики своими люд(ь)ми и как состроена оная церковь и ко осв(я)щению изготовлена будет и в той ц(е)ркви для с(вя)щеннослужения свечи и ладан и протчее, что к тому служению потребное отправлять будут оные ж просители… и они св(я)щеннослужителям при оной ц(е)ркви пропитания им будут и вышеписанноя поступноя пашенноя земли и от сенных покосов и от приходцких дворов и н(ы)не-де сверх оного челобития в том же селе вновь еще поселяне из разных уездов рейтары и копейщики пятнадцать дворов да к той же-де ц(е)ркви в приходе будут вотчины дворянина Степана Антипова сына Запалотного д(е)р(е)вня Запалотная, которую он поселил после того ж челобит(ь)я, а в ней двое помещиковых да кр(е)ст(ь)янских девять дворов. Итого после вышеозначенного челобит(ь)я поселено двадцать пять дворов. Всего у оноя Ц(е)ркви в приходе будет девяноста восемь дворов. К сей скаски поп Иаков руку приложил».  
С. Н. ВИТЮТИН.
г. Москва. Апрель, 2009.
(Окончание следует).

Село Шапкино. Изначальное название - деревня Исапова.

04.03.2009 22:04 — svit68
ИЗНАЧАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ – ДЕРЕВНЯ ИСАПОВА

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЛИСТАЯ

Земли Мучкапского района лежат на границе трех областей — Тамбовской, Саратовской и Воронежской. И не раз административные границы менялись, и населенные пункты нашего Мучкапского края оказывались то в одной, то в другой административно-территориальной области. И в том числе поэтому, к сожалению, обделена вниманием историков и краеведов областных и столичных наша история, история наших сел и деревень.
  Село Шапкино до настоящего времени имело дату основания 1730 год. Вот как это написано в Тамбовской энциклопедии, изданной в 2004 году:
  «ШАПКИНО, крупное старинное село, Мучкапский р-н. В 1938 - 56 -административный центр одноименного района. Впервые упоминается в челобитной однодворцев с. Коптево (1730) с просьбой дать им зем. наделы для переселения. Население: 1816 - 2966, 1911 - 7220, на 9.10.2002 - 1791 чел. В начале 20 в. в Шапкино имелись почта, кредитное т-во, земские школа и амбулатория. В настоящее время в селе находятся сельсовет, СХПК “Заря” и “Возрождение”, отд. почты, Сбербанка, АТС, ср., основная и муз. школы, детсад, больница, дом престарелых, Дом культуры, клуб, памятник культуры - Михайло-Архангельская церковь. Изв. уроженцы и жители: засл. врач РФ А.В. Ганжа, доцент ТГУ Е.А. Ганжа, д-р техн. наук, проф. В.В. Горелов, канд. техн. наук О.Н. Машенков, засл. учитель РФ А.С. Самородов».
  А в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона о Шапкино написано и вовсе без даты:
 «село Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда, при речке Исапе, в 49 верстах от уездного города и в 13 от железнодорожной станции Мучкан. Жителей свыше 8000; школа, лавки». 
  Историки ссылаются на челобитную однодворцев с. Коптево от 1730 года, но не приводят даже архив, где этот документ находится. Во всяком случае, все мои попытки выявить ссылки на этот источник не увенчались успехом. Все это сподвигло меня заняться поиском истоков возникновения села Шапкино. 
  Одним из главных источников для исследований истории населенных пунктов 18 века, позволяющим узнать необходимую информацию о численности населении и его социальном составе, являются перепись 1710 года, Ландратская перепись 1715-1717 гг., 1, 2, 3 ,4 и 5 ревизские сказки. Первое упоминание о селе Шапкино было во второй ревизской сказке за 1744 год. В Российском государственном архиве древних актов (ф.350, оп.2, ед.хр.416) на 20 страницах находится перепись всего мужского населения села, 
  «...итого во оном селе Шапкино на лицо:
  - однадворцов, написанных в прежнюю перепись — сто десять;
  - в прежнею перепись объявленные, а в оклад не положенные — восемь;
  - после переписи рожденные — двести четыре;
  - дворовых людей после переписи рожденные — четыре;
  - перешедших из разных мест однодворцев же написанных в прежнею перепись — пять;
  - после переписи рожденных — семь.
  Всего в оном селе на лицо — триста тридцать восемь душ.»
  Формулировка «написанных в прежнюю перепись» позволяла утверждать, что село существовало и на момент проведения предыдущей, то есть первой ревизии (1718-1727). На моменты проведения ревизий с 1710 по 1760-е годы часть земель Мучкапского края входила в состав Тамбовского уезда, а часть в состав Борисоглебского. Все поиски по материалам первой ревизии по обоим уездам искомого населенного пункта или любого его упоминания не увенчались успехом. Тупик? Но... Ведь название населенного пункта могло измениться. Тщательно пересмотрев все населенные пункты, я обнаружил записи о деревни Исаповой. А ведь село Шапкино расположено на реке Исап!!! Требовалось, однако, более надежное доказательство, что изначальное название села Шапкино — деревня Исапова. Простое сравнение фамилий: Попов, Куликов, Морев, Филатов, Чуриков, Юшков, Ледовской, Солопов, Манаенков и другие указывало, что это один и тот же населенный пункт. Я решил проследить упоминания одной семьи в обоих ревизиях. Вот пример записей по одной семье. В переписи 1744 года упомянут «написанный в прежнюю перепись Исай Григорьев с(ы)н Шапкин 48 лет; у него брат Спиридон Родионов с(ы)н 26 лет». А по книгам первой ревизской сказки в «Книга переписная, окладная церковнослужителей, подьячих, работников, городовых воротников, однодворцев г. Борисоглебска, Воротничей, Станичной, Пригородной солдатской слобод, церковнослужителей, однодворцев и дворовых людей Борисоглебского уезда, после 1723 г.» (РГАДА, ф.350, оп.2, д.415) есть запись:
  «719 год. Деревни Исаповой однодворцы: Григорей Давыдов сын Шапкин — 55. У него дети Борис — 30, Исай.
  721 год. Оной Григорей Шапкин в сказки объявил: у него Григорья прибыло внук Гаврила Григорьев сын Коростелев году. Оный Гаврило умре в 722 году.
  722 год. Оной же Григорей Шапкин в скаске объявил у него Григорья брат родной Кондратей 40 лет да внук Андрей Борисов сын недели. Онога Андрея по указу в окладе не числить. Да при свидетельстве объявил: у него Григорья племянник Спиридон Родионов сын трех лет. Итого шесть (душ).» По второй ревизии в книге «Книга переписная однодворцев и дворовых людей г. Борисоглебска, однодворцев, дворовых людей и монастырских крестьян Борисоглебского уезда, 1748 г. (данные на 1744 г.)» есть запись на листе 113:
  «1744 год, с. Корай. Написаноой в прежнюю перепись в селе Шапкино Кондратей Давыдов сын Шапкин 63 лет». (РГАДА, ф.350, оп.2, д.416).
  И в другой книге также второй ревизии «Книга переписная выбывших после первой ревизии однодворцев и дворовых людей г. Борисоглебска и уезда 1748 года (данные по 1744 г.)» еще запись об этой семье:
  «Села Шапкина по скаске Исая Григорьева сына Шапкина показано: отец Григорей Давыдов сын Шапкин — умре; брат Борис — умре; у Бориса сын Андрей (в оклад не положенный недели) — умре; племянник Гаврила Григорьев сын Коростелев — умре. Итого четыре».
  Один этот маленький пример одной лишь семьи позволяет утверждать, что
изначальное название села Шапкино — деревня Исапова.
  Эти находки позволили мне надеяться, что найдутся и более ранние упоминания о селе Шапкино. И эти надежды сбылись. В Российском государственном архиве древних актов в фонде 350 «Ландратские книги и сказки» в Ландратской книге 1716 года Борисоглебского уезда нашлись записи о деревни Исаповой за 1710 и 1716 года. Привожу эту запись за 1710 год . Это первое упоминание о селе Шапкино.
  «(л. 83 об.) 710-го деревни Исаповой в ней чесовня во имя светаго архистратига Михаила.
  Той же деревни станичные дворы: во дворе Сидор Иванов сын Филатов пятидесят пяти, у него жена Авдотья пятьдесят, у него ж племянник Тимофей Филатов тридцати пяти, у него жена Авдотья двадцати пяти лет. 
  (л. 84) во дворе Авдей Дмитриев сын Попов пятидесяти пяти лет.
  во дворе Сафон Романов сын Маслихов дватцати пяти. У него жена Матрона тридцати, у него жь брат 
  (л. 84 об.) Косьян двадцати трех, у него жена Марина двадцати осми лет.
  во дворе Аким Романов сын Маслихов пятидесят пяти, у него жена Агафья пятидесят, сын Антон двадцати пяти, у него жена Ирина тридцати лет.  
  (л. 85) во дворе Григорей Давыдов сын Шапкин сарака дву, у него ж дети Борис тринадцати, Исай девяти, Тимофей году, дочь Ирина пяти лет.
  во дворе Прокофей Володимеров сын Котенев семидесят, у него жена Анна штидесят, сын Семен одиннадцати, дочь Гликерья девяти, у него ж Прокофья племянник Илья дватцати, у него жена Федосья двадцати пяти лет. 
  (л. 85 об.) во дворе Иван Филатов сын Рыков сороку дву, у него жена Проскевья сарака, сын Роман дву лет.
  во дворе Ефрем Володимеров сын Котенов сорока пяти, у него жена Афимья сорока, сын Козма одиннадцати, дочь Афимья осми лет.
  во дворе Иван Дементьев сын Колобов петидесят, у него жена Анна сарака (л. 86) пяти, у него ж дети Дементей двенатцати, у него ж патчерица Авдотья десяти лет.
  во дворе Тимофей Иванов сын Немцов тридцати, у него жена Аксинья тритцати пяти, сын Иван году.
  во дворе Василей Михайлов сын Паршин пятидесят пяти, у него жена Авдотья пятидесят, дочь Васса девяти лет. 
  (л. 87) во дворе Акинфей Петров сын Галкин сорока, у него сын Яков дватцети лет.
  во дворе Порамон Давыдов сын Шапкин, у него жена Васса тритцети, сын Гаврило трех, дочь Соломонида осьми, брат Кондратей дватцети, у него мать Агафья семидесят лет.
  (л. 88) во дворе Савва Евтеев сын Черников дватцети пяти, у него жена Мотрена дватцети шти лет.
  во дворе Трафим Федотов сын Елшин тритцети Пети, у него жена Марфа тритцети, сын Дмитрей дву лет.
  (л. 88 об.) во дворе Харлан Ермолов сын Гончеров пятидесят осми, у него сын Аким одиннатцети, дочь Васса осми лет.
  (л. 89) во дворе Тарас Михайлов сын Ширяев, у него жена Марья Сарака, дочь Авдотья дву, у него ж шурин Кондратей Никифоров сын Губанов тритцети дву, у него жена Настасья тритцети лет.
  (л. 89 об.) во дворе Евстрат Ильин сын Овсяников петидесят, у него племянник Давыд Степанов сын Овсяников петнадцети, у него жена Домна дватцети лет.
  во дворе Радион Денисов сын Стуколов сарака, у него жена Тотьяна тритцети пети, у него ж брат Сергей Ларионов тритцети пети, у него жена Мотрена тртцети девяти лет.
  во дворе Иван Григорьев сын Рыжев тритцети, у него жена Авдотья дватцети осми лет.
  (л. 90) во дворе Остафей Наумов сын Левин тритцети четырех, у него жена Ефросинья тритцети лет.
  во дворе Харитон Иванов сын Дурных сарака лет.
  во дворе Иван Иванов сын Немцов петидесят, у него жена Марья сарака пети лет. 
  (л. 90 об.) Итого по переписи 710-го году написано деревни Исаповой станичной службы станичниковых двадцать три двора, в них людей мужеска полу сорок четыре человека, летами до пети - пять, до десяти - адин, до петнатцети - семь, до дватцати - три, до тритцети - шесть, до сорока - десять, до петидесят - шесть, до штидесят - пять, до семидесят лет - адин человек.
  Женска полу тритцать четыре человека, летами до пяти - две, до десяти - пять, до петнадцати - адна, до двадцати - адна, до тритцети - адиннатцать, до сорока - семь, до петидесят - пять, до штидесят - адна, до семидесят лет влова одна». 
  Я думаю, что теперь, после найденных мной исторических документов, о селе Шапкино в энциклопедических словарях можно писать следующее:  
  «Шапкино. Крупное старинное село. Основано как населенный пункт станичной службы государства Российского. Изначальное название - деревня Исапова. С 20-х годов 18 века — село Шапкино. Впервые упомянуто в документах Ландратской переписи в 1710 году. Население: 1710 – 78, 1816–2966, 1911 – 7220, на 9.10.2002 – 1791 чел.».
С. Н. ВИТЮТИН.
Москва, февраль 2009.

СВЯТОЙ КОЛОДЕЦ: ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

03.02.2009 13:15 — svit68
СВЯТОЙ КОЛОДЕЦ: ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

 Село Шапкино Мучкапского района Тамбовской области – село большое, старое и много в его истории происходило интересного. Но многое забылось, а о многом помнится лишь слухами. В истории о «святом» колодце, происходившей в 1924 году, со временем забылись факты, а очевидцев почти и не осталось. Но все происходящее освещалось в уездной газете «Голос пахаря». На основании этих публикаций и написан этот материал. 

  В северо-восточной части села Шапкино за усадьбой гражданина 10 сотни Ивана Трофимовича Масликова ранней весной 1924 года произошел необыкновенный случай. Вышел туда за огороды один из крестьян и…вдруг видит, земля опустилась, а на ней лед чистый-пречистый лежит. Расчистил его, глядь, а там родник пробивается. Пошел соседу рассказал. Пришли вместе, посмотрели. Перекрестились, попили водички и решили: 
  - Божьи это силы явились к нам.
  Ну и дальше работать начали. Как говорится, на Бога надейся, да сам не плошай. А вскоре Федосья Савинкова рассказала, что увидела во сне Мать Божию, которая наказала на этом месте рыть колодец. А народ уже потянулся на это место. Максим Ледовских и Игнат Писклов вдвоем взялись и…«обрыли колодец и поставили сруб». Вот как потом в акте описывается колодец: «..в расстоянии 20 саженей от колодца находится ольховый лес, с южной и западной стороны в десяти саженях находятся огороды, с северной стороны – луг. Местность низменная, болотистая, имеющая массу родников. Колодец имеет глубину от поверхности земли до дна 4 аршина и сверх земли деревянный сруб высотою 1-1/4 арш. Воды в колодце в момент осмотра было 6 верш. От поверхности земли до дна колодца имеется деревянный сруб: ширина сруба сверху 1-1\2 аршина и к низу 1 аршин.».
  Разнеслась весть. И пошли к «святому источнику» люди. И пошли издалека. По тысяче человек за один день приходили. Как писала уездная газета про святой колодец: «К последнему стекается масса богомолок, смотрят они в колодезь и в бутылки с водой и клянутся, что видят в них то «Егория на коне», то свечи зажженные, то церковь, аль икону Богоматери. Случается же, если кто ничего в колодце не увидит, ему внушают, что он значит не богоугоден и потому ничего ему в колодце не появляется». И даже слух пошел, будто один из шапкинских коммунистов, посмотрев в колодезь святой, увидел в нем множество змей, прыгающих прямо на него, сначала обезумел от ужаса, а потом побежал домой, надел чистое белье и крест и заявил гражданам, что едет в центр хлопотать построить на этом месте часовню.
  Все это не могло понравиться Советской власти. Началась компания по очернению всего, что происходит вокруг «святого источника». В газетах появились статьи, что это деревенские кулаки придумали для укрепления в народе суеверий. Что это попы берут на обман, чтоб поднажиться около колодца, хотя сельское духовенство – священники Иван Зефиров и Владимир Надеждин продолжали служить в церкви и не признавали в тот момент без фактических доказательств случаи чудес. Но письма «возмущенных трудящихся» регулярно стали публиковаться в местной прессе. 
  11 августа 1924 года органами Советской власти был проведен осмотр шапкинского колодца и составлен акт. Вот несколько цитат из этого документа: «Взятая на образец вода без цвета и запаха», «качественный анализ воды не произведен», но «к употреблению для питья вода совершенно не пригодна». Участь колодца была предрешена. На секретном заседании Тамбовского губкома 2 сентября 1924 года был заслушан доклад комиссии, осмотревшей колодец, и принято решение о его ликвидации.
  Были организованы собрания рабочих и крестьян с требованиями закрытия колодца. Например, уже 2 сентября вечером в Борисоглебске собрание рабочих, красноармейцев и граждан города, собравшихся в театре «Нардом» в количестве 1200 человек, приняло единогласно постановление: «…требуем, чтобы шапкинский колодезь был закрыт, чтобы наши товарищи крестьяне не подвергались обману. Мы призываем все сознательное крестьянство села Шапкино и нашего уезда присоединиться к нашему требованию». 
  Вот так, сначала приняв решение о закрытии колодца, потом организовав несколько «народных» собраний, губком на заседании, проходившем 7 сентября 1924 года, составил план действий, назначил людей, ответственных за операцию. В поддержку им было выделено 6 конных милиционеров и еще милиционеров Больше-Алабинской и Мучкапской волмилиции. Сруб с колодца сняли, колодец засыпали землей, временно поставили милицейский пост. В местных газетах появились статьи, «разоблачающие» чудеса, происходившие у источника. 
  А уже 24 сентября состоялся процесс над «организаторами» открытия шапкинского «святого» колодца в Народном суде 4 участка в селе Мучкап. Суд быстро решил, что целью «открытия святого места» было одно – нажива, а у подсудимых «не только сундуки были набиты пожертвованиями, а уже начали прятать в подпол…». Суд за один день во всем разобрался: «никогда никаких святостей и исцелений у этого колодца не видели…» и постановил «рассчитаться» с ними: «Савинкова Анна Афанасьевна, Шаталова Ксения Федуловна, Масликова Анна Федоровна, Писклов Игнат Ф., Ледовских Максим Ефимович - по одному году лишения свободы без строгой изоляции при Борисоглебском Исправтруддоме; Саврасов Тимофей И. – 10 месяцев лишения свободы; Савинкова Федосья Г. – 3 месяца лишения свободы; С. Н. Воинова же как социально-опасного элемента - на 1,5 года».
  Приговор был «покрыт громом аплодисментов» и «после объявления приговора подсудимые заключены под стражу». 
  Так был ли на самом деле шапкинский колодец «святым»? Сейчас это каждый из нас может сам для себя определять. А факты в то время говорили только об одном. Туда шли не только из Борисоглебского уезда, а из соседних областей и даже приезжали из дальних уголков России. И не по одному разу! 

С. Н. ВИТЮТИН.
Москва. Январь 2009 года.

О времени основания Мучкапа и Коростелево Тамбовской области

21.12.2008 20:52 — svit68

В 2010 году двум населенным пунктам Мучкапского района Тамбовской области исполнится 300 лет.

В начале 18 века земли в нижнем течении реки Ворона начали активно заселяться. Хотя и до этого эти места не были пустынны. Вели здесь промысел «разные отважные люди». Но постоянные поселения начали появляться после основания в 1698 году города-крепости Борисоглебска с двумя слободами: Станичной и Солдатской. Небезопасна была тогда эта земля. В любой момент можно было ждать разбойничего набега «неприятельских людей калмык и воровских казаков». И первыми жителями нашего края становились служилые люди (с семьями): солдаты, казаки, дети боярские, которые занимались крестьянским трудом и одновременно несли военно-сторожевую службу. Уже в 1701 году появились села выше по течению реки Ворона. Это были Чигорак и Богана. В  1710 году уже упоминается деревня Коростелево. «… было в той деревни салдацких тридцать три двора, людей в них мужеска полу от младенца до старости восемьдесят четыре человека», о чем хранится запись в Российском государственном архиве древних актов в Москве (РГАДА, ф.350, оп.1. ед.хр.404). По переписи 1714 года Коростелево еще было деревней. Следующая запись в ревизиях о Коростелеве сохранилась лишь 1748 года, где имеется перепись уже села Коростелево, датированная непосредственно 1745 годам, и проживало там уже 430 душ мужского пола. Церковь святого Николая Чудотворца была соответственно построена с 1714 по 1745 год. Надеюсь, более точную дату открытия церкви, со временем смогу обнаружить в архивах Москвы. Так как пашенные, покосные,  лесные, речные и бортные владения у коростелевских крестьян были по обеим сторонам реки Ворона, то люди вынуждены были начать строить дома и на левом берегу Вороны. Со временем крестьянское общество по каким-то неведомым нам причинам решило разделится на две независимых общества  и оба в первое время с названием  Коростелево.  Возможной причиной послужила  построенная в 1763 году вторая  церковь уже на левом берегу реки Ворона. Со временем одна из  половин села стала называться Коростелево, Мучкап тож, а  в дальнейшем просто село Мучкап. Когда же это древнее село разъединилось на две части? Пока мы можем только указать промежуток между 1768 и 1784 годам. По материалам исследований в Архиве Консистории (сейчас находится в фондах Государственного архива Тамбовской области)  П. Благонадеждин в своей книге «Село Мучкап» сообщает, что за 1768 год упоминается только одно село Коростелево с Никольской церквью с приходом в 170 дворов и с «двумя попами: Феофилакт Михайлов и Кирилл Петров».

А уже в 1784 году имеются уже две разные ревизские сказки. По описи архива Консистории под  №19 значится при Николаевской церкви села Коростелева (Мучкап тож) дворов только 140 и один поп Кирилл Петров, а под № 20 при Никольской Церкви села Коростелева 92 двора и один поп Евтихий Ефремов.  Возможно это произошло и не позже 1782 года. Ведь по материалам межевания Тамбовской губернии, которое проходило с 1782 по 1797 год имеется следующее описание:
- дача межевания №14, «селы Коростелево и Мучкап с выделенными из оных селениев для прогону скота пятью хуторами владения однадворцев», положения имеют: «Коростелево на правой стороне реки Вороны, церковь деревянная во имя Николая Чудотворца; Мучкап оврага Березова на правой, а безымянного отвершка на левой сторонах, на коем пруд. Церковь деревянная во имя Николая Чудотворца, хутора: первой, второй, и третей – на правой стороне речьки Альшанки, четвертой по обе стороны безымянного отвершка, пятой речки Подгорной на правой стороне, в даче на реке Вороне мучная мельница о четырех поставах с толчеею; земля чернозем и солонцоватая, хлеб и покосы средственны, лес дровяной, однадворцы на положенном окладе».  В селе Коростелево число дворов 79, по ревизии душ мужского пола 215, женского 220; в селе Мучкап число дворов 130, по ревизии душ мужского пола 374, женского пола 389. Всего в селах Коростелево и Мучкап мужского пола 589, женского 609 ( к сожалению у П.Благонадеждина в его книге эти данные по Мучкапу  не правильные – дворов 130, мужского пола 624, женского 389)

До настоящего времени в справочной и исторической литературе о дате основания Мучкапа ( в настоящее время Мучкапский) или не пишется просто или сообщаются совершенно абсурдные даты. Например в Тамбовской энциклопедии, изданной в 2004 году пишется: «Мучкапский, пгт (с 1950), адм. центр Мучкапского р-на. Возник не позднее 1811 (дата постройки первой церкви) как однодворческое село.». Ну а в книге Н.В.Муравьева «Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области» о дате возникновения  Мучкапа вообще не упоминается ни слова, а современное название села Коростелево просто не правильно написано – Корыстелево, и первое упоминании датируется 1714 годом. Думаю настало время восстановить историческую несправедливость.  На основании изложенного мной выше я утверждаю: В 2010 году селу Коростелево и р.п. Мучкапский исполняется 300 лет!

Послевоенные годы в Тамбове и области

28.01.2008 16:03 — Владимир Ермаков

Наша страна и наш народ имели такие страшные потери во время войны, такие разрушения всего, какие не имело ни одно государство в мире. Погибли десятки миллионов человек, были уничтожены значительная часть фабрик, заводов, предприятий. Страна стояла на грани экономической катастрофы. Западные эксперты предполагали, что восстановительный период в России продлиться более 20 лет. Ещё одно бедствие ожидало нас в 1945 году- засуха и большой неурожай в сельском хозяйстве. Люди недоедали, цены на хлеб повысились в 2,5 - 3,5 раза.

Но все эти трудности не могли перечеркнуть тот огромный патриотический энтузиазм всего народа, тот эмоциональный его подъем, позволившие в кратчайшие сроки восстановить разрушенное хозяйство, и приступить к дальнейшему его развитию.

В нашей Тамбовской области планами 4-й пятилетки предусматривалось построить более 20 новых промышленных предприятия, увеличить промышленное производство. Тамбовские заводы «Ревтруд», «Автотрактородеталь», ТВРЗ - быстро перешли на мирное производство. Началось активное строительство большого химического предприятия - анилино-красочного завода ( сейчас - «Пигмент»), которое было введено в строй в 1949 году. Началось строительство завода резиновых изделий в Тамбове. Была построена ТЭЦ. По территории нашей области пошла нитка газопровода Саратов - Москва, и тысячи тамбовчан принимали участие в его строительстве. Тогда началась газификация области и города Тамбова. В 1946 году было начато строительство новой дороги Тамбов - Рассказово. По которой было открыто автобусное сообщение. В апреле 1946 года в Тамбов прибыли из Горького десять новых автобусов. Было открыты маршруты: Тамбов-Моршанск, Тамбов-Мордово, Тамбов - Жердевка. В Тамбове появилась новая автоматическая телефонная станция на 1300 абонентов.

Жизнь горожан улучшалась. В 1947 году были отменены карточки на продовольствие и промышленные товары. Резко вырос товарооборот за эти годы ( к 1950 году он в два раза увеличился по сравнению с 1941 годом). Была проведена денежная реформа, в обращение были введены деньги образца 1947 года. В это время ежегодно в нашей стране проходило снижение цен. В 1947 - 1950 годах такое снижение проходило три раза, и при каждом снижении цены понижались в среднем на продукты питания на 10 %, на промтовары - на 20 - 25 %.

Жизнь в стране улучшалась буквально с каждым днем. На восстановление довоенного уровня в промышленности потребовалось всего 2,5 года, и уже в 1948 году он превысил довоенный. В Тамбовской области рост промышленного производства в эти годы составлял в среднем 11 % в год. Увеличилось жилищное строительство. Появились новые многоэтажные дома в Тамбове.

Страна выходила из состояния войны, люди начинали новую жизнь, создавали семьи, рожали детей.

Тамбов конец 40-годов.Площадь Ленина.

На фотографии известного тамбовского фотографа С.А. Хабибулина вы видите площадь Ленина в конце 40-годов. Зимой здесь вырастал сказочный городок, где продавались сладости, игрушки, хлопушки и т.д. На первом плане фотографии Татьяна Семеновна Хабибуллина и Мария Александровна Галицкая - жена главного режиссера Тамбовского драматического театра В.А. Г алицкого.

Победа!

23.01.2008 14:38 — Владимир Ермаков

Война закончилась. Всеобщие ликование и радость от такой долгожданной Победы часто сопровождалось слезами. Это были слезы радости и горя. Столько людей погибло на этой войне! Это были мужчины самого лучшего возраста - от 20 до 40 лет, женщины, дети, старики. Враг не щадил никого.

За военные годы демографическая обстановка в нашей области сильно изменилась. Произошло резкое сокращение численности населения. Погибло 250 тысяч наших земляков. Что составило в среднем 50% от ушедших на войну. А в некоторых селах Тамбовской области погибли до 90 % воевавших мужчин! Это была настоящая катастрофа. Особенно большие потери были у тех, кто родился в 1900 - 1914 годах, и в 1923 - 24 годах. В этих возрастных группах на тысячу женщин осталось менее двухсот мужчин, включая раненых и инвалидов. Появились десятки тысяч сирот, сотни тысяч женщин остались вдовыми и незамужними.

Резко (до 10 раз по разным районам области) сократилось число рождений. Увеличилась младенческая смертность (до 50 % детей не доживало до 5 лет), свирепствовали болезни, которые из-за голода и тяжелых условий жизни, буквально «косили» население.

Много наших земляков в военные годы отправились на восстановление разрушенного народного хозяйства в другие регионы страны. В 1944 году в освобожденный Крым было направлено 7 тысяч тамбовчан. В послевоенные годы десять тысяч семей были переселены на постоянное место жительство в Восточную Пруссию, Калининградскую область. С 1943 года тысячи квалифицированных рабочих были направлены на работу на Урал, в Сибирь.

Все эти факторы, наряду с миграцией населения на Восток, сократили население нашей области почти на полмиллиона человек. С довоенных 1 миллиона 900 тыс. до менее 1,5 миллиона к 1946 году.

Впервые в истории Тамбовщины произошло резкое сокращение населения. В дореволюционное время в Тамбовской губернии был один из самых высоких приростов населения в мире - 1,5-2 % в год, и оно к 1917 году составило 3,6 миллиона человек. Да и в 20-30 годы, несмотря на тяжелейшие события - войны, революции население росло на 0,5 - 0,6 % в год, и достигло почти 2 миллионов человек к 1941 году. ( Надо учитывать, что по площади Тамбовская область меньше Тамбовской губернии почти в два раза). Всё это оказало огромное влияние на всю послевоенную жизнь Тамбовщины.

Но в мае 1945 года мало кто думал о демографии, у всех на устах было только одно слово - ПОБЕДА ! Это перекрывало всё, всю боль утрат, все слезы матерей и жен, все смерти, все потери. Мы Победили !
И это было главным!

Вернулись с победой

На фотографии 1945 годы вы видите, как встречали в Тамбове поезда с возвращающимися с войны солдатами и офицерами Красной Армии.

Жестокая война

23.01.2008 14:35 — Владимир Ермаков

Великая Отечественная война была самой жестокой, кровавой, самой большой по количеству жертв войной за всю историю. Более 27 миллионов наших соотечественников погибли на её фронтах. Потери в Красной Армии ( убитые, умершие от ран, пропавшие без вести, погибшие в плену) составили 8 668 400 человек. Потери немецкой армии и её союзников на Восточном фронте составили 8 649 500 человек. ( Данные по книге: Гриф секретности снят., М., 1993. с.392-407). Остальные убитые - около 20 миллионов человек - это наши мирные жители !! Таких потерь мирного населения не знала ещё мировая история.

Немецкая армия не просто воевала с нами, используя самые подлые, недопустимые методы ведения войны, - её целью было как можно большее уничтожение нашего народа. Гитлер заявлял, что в отношении русских допустимы самые жестокие карательные меры. Они осуществляли систематическое сокращение численности нашего народа любыми методами. Против нашего народа проводился настоящий геноцид. На Украине было холоднокровно истреблено более 3 миллионов человек. Из них 74 тысячи детей. Многих детей закапывали живыми в ямы.

Огромная нагрузка при такой жестокой войне легла на военных медиков. Количество раненых исчислялось миллионами. Наша область с самого начала войны становится прифронтовой, и огромный поток раненых бойцов Красной Армии переполнял военные госпитали, организованные у нас. Количество военных госпиталей в Тамбовской области доходило до 250. В Тамбове было 46 госпиталей.

В СССР был достигнут самый высокий уровень возврата раненых и больных на фронт ( 73 % раненых и 90% больных), в наших тамбовских госпиталях этот процент был гораздо выше - в среднем 90 % раненых возвращалось в строй. Огромное СПАСИБО мы говорим всем военным медикам, которые лечили в госпиталях, ставили на ноги раненых и тем медицинским сестрам, которые под огнем выносили раненых с поля боя. Только в нашей Красной Армии Устав предписывал выносить раненых с поля боя под огнем.

Более 600 тысяч раненых и больных прошли через наши госпитали. И нашли здесь заботу, хорошее лечение и выздоровление. В госпиталях работали врачи-специалисты ещё старой, дореволюционной школы, с огромным опытом работы с ранеными. Многие ещё были врачами в Первую Мировую войну. Это были Ф.Г. Беренгоф, З.С. Бочарникова, Л.Ф. Бурштейн, В.Ф. Вамберский, С.В. Гроздов.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Лучшим врачом-хирургом в Тамбове был Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, Архиепископ Лука. Это был человек уникальный. Талантливый хирург, ученый, философ, заслуживший своим талантом врачевания всесоюзную известность. Человек, ставший священником по велению души и Промыслу Божьему. Человек, прошедший аресты, ссылки, лагеря. Не предавший свою веру, везде лечивший людей. В 1996 году причисленный Святейшим Синодом к лику святых.

С февраля 1944 года Архиепископ Лука был назначен на служение в наш город, и совмещал свою церковную деятельность с работой хирурга в военных госпиталях. Делал он самые сложные операции - его специализация в хирургии - гнойная хирургия. У него был огромный опыт военной хирургии, ещё в русско-японскую войну он работал хирургом в военно-полевом госпитале под Читой. Начиная операции с молитвы и принося иконы в палаты выздоравливающих, Валентин Феликсович резко отличался от остальных врачей. Но больные выздоравливали даже в самых тяжелых случаях. Что это было - выдающийся талант хирурга, или помощь Бога. Скорее - и то, и другое.

Сейчас можно говорить о помощи Бога нашей стране в той страшной войне. Война началась в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. И это уже было знаком для всех верующих, что эта война закончится нашей победой. Митрополит Сергий в первый же день войны написал «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал весь народ Православный на защиту Отечества.

Зимой 1941 года Сталин призвал духовенство к молитвам о даровании победы. Тогда же чудотворная икона Тихвинской Богоматери была на самолете обнесена вокруг Москвы и спасла город от врага. В Ленинграде была вокруг города обнесена крестным ходом икона Казанской Божией Матери - и не один враг не переступил через эту невидимую черту. Немецкая бронетехника вставала и не хотела двигаться вперед. Гитлер в ставке генштаба топал ногами, бился в истерике, кричал на генералов - «Почему не берете Ленинград? Сжечь его, сровнять с землей!!!». Но ничего не получалось. Зажигательные бомбы гасли, немецкие войска ничего не смогли сделать. Город выстоял. После Казанская была привезена в осажденный Сталинград, - и город остался разрушенным, но не покоренным.

За время войны в СССР были открыты более 20 тыс. храмов. Все молились за победу!

Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны

21.01.2008 12:33 — Владимир Ермаков

Жуткий молох войны катился по нашей земле. Враг подошел к границам нашей области. Был сдан Орел и Тамбовская область стала прифронтовой. В эти дни в Тамбове был сформирован коммунистический батальон. Бойцы которого были отправлены на один из самых опасных участков фронта - в Белоруссию, где героически сражались с врагом. Большинство бойцов этого батальона героически погибли. Их смерть не была напрасной - они задержали продвижение немецко-фашистских войск, и стали Героями.

Осенью 1941 года у нас были созданы отряды народного ополчения, которые насчитывали более 25 тысяч человек. Тогда же формировались трудовые батальоны. На строительстве оборонительных сооружений в Тамбовской области принимали участие более 100 тысяч человек. Для борьбы с вражеским десантом и диверсантами были созданы истребительные отряды, в которые вошли лучшие комсомольцы и коммунисты.

«Всё для фронта - всё для победы» - таким лозунгом жила вся страна и все жители тамбовщины. Помочь фронту, помочь Красной Армии, сделать всё для скорейшей победы - это было главным для всех.

Самолеты Тамбовский колхозник, 1942 год

На фотографии вы видите передачу самолетов эскадрильи «Тамбовский колхозник» на военном аэродроме в районе Рассказово в 1942 году.

Колхозники Тамбовской области были инициаторами сбора средств на вооружение Красной Армии в нашей стране. В колхозе «Красный доброволец» Избердеевского района был организован сбор средств на строительство танковой колонны. За первые две недели было собрано более 40 миллионов рублей. Об этом благородном почине наших земляков узнала вся страна. В газете «Правда» была опубликована статья об этом и телеграмма И.В. Сталина секретарю обкома ВКП(б) И.А. Волкову, в которой была выражена благодарность трудящимся Тамбовской области от воинов Красной Армии. Это патриотическое начинание тамбовских крестьян становится всенародным.

15 декабря 1942 года на станции Рада делегаты от всех 43 районов области передали первые танки танковой колонны «Тамбовский колхозник» воинам 128-го и 136-го танкового полка. Всего танковая колонна «Тамбовский колхозник» насчитывала 161 танк, и действовала в составе 2-го Краснознаменного танкового корпуса. 23 военнослужащих этого корпуса стали Героями Советского Союза. Этим корпусом в боевых действиях было уничтожено более 2 тысяч немецких танков, более 2 тысяч орудий, 3 тыс. пулеметов и 120 тысяч вражеских солдат и офицеров.

Всего тамбовчанами было собрано свыше 50 миллионов рублей. Для фронта на эти деньги были сформированы танковая колонна, несколько эскадрилий самолетов, боевые соединения торпедных катеров «Тамбовский пионер», бронепоезд «Тамбовец», санитарные самолеты. Это был огромный вклад в достижение нашей Победы. Жители нашей области собрали и отправили на фронт более 350 тысяч теплых вещей и большое количество подарков для бойцов Красной Армии ( более 20 железнодорожных вагонов).

Всего от Тамбовской области пошли на фронт более 420 тысячи человек. Из них погибли - 250 тысяч. Вечная им Память! Они - спасители Отечества и нас всех.

Юбилейный год

10.01.2008 10:39 — Владимир Ермаков

2007 год для нашей Тамбовской области - год юбилея. Области исполняется 70 лет. Я подумал, что всем будет интересна подборка фотографий и небольших статей, в которых будет отражены некоторые факты истории Тамбовщины за эти семьдесят лет. В этих годах сконцентрирована вся наша история. От конца тридцатых годов и до настоящего времени.

Конечно, в срезе большой истории России, насчитывающей несколько тысячелетий, эти семьдесят лет - краткий миг. Но эти годы, может быть, самые и не исследованные в настоящем историческом смысле годы нашей истории. Не понятые, не прочувствованные, изолганные и сфальсифицированные годы истории России. Ни одна научная дисциплина в нашей стране не испытывала на себе такого давления, такого жуткого напора всяких неправедных сил и личностей, как история России. Многократно переписанная, перелицованная, изменяемая в угоду разных властителей и сил, она давно уже и «забыла» о том, что же было за эти несколько тысячелетий у нас. Настоящая, подлинная история нашей страны скрыта от нас. В разные годы это сокрытие и изменение подлинной истории было выгодно различным силам. В основном это силы ненавидящие Россию, наши недруги. Последним настоящим историком у нас был великий гений Михайло Ломоносов. Всё, что написано после - в той или ной степени уже трансформация, изменение, фальсификация...

Исторические исследования должны основываться на фактах и документах. Одним из точнейших таких фактов истории является фотоснимок. Хотя и существуют сегодня технологии, позволяющие делать фотомонтаж, различные подделки в Фотошопе, но в фотографиях до 2000 года это было редчайшим исключением. В 99,9 процентах, на фото мы видим подлинные, настоящие события. Это не пересказ какого то человека, не «личное мнение», - это настоящий, самый подлинный факт истории.

Приглашаю всех в небольшое путешествие по «волнам нашей памяти», в путешествие по семидесяти годам нашей истории. Где мы увидим действительно то, что было. И не надо замалчивать об одном, и «выпячивать» другое. Всё, что происходило с нами - всё плохое и хорошее, всё - наша история. И воспринимать её надо спокойно, извлекая уроки и не делая повторных ошибок... Мы сами - ИСТОРИЯ.

Тамбовщина - губерния сельскохозяйственная

04.12.2007 11:56 — Владимир Ермаков

Всегда главным богатством тамбовской губернии были черноземы. "Тучные" черноземы — так их тогда называли. Глубина черноземной почвы достигала в южных районах тамбовской губернии 2-2,5 аршин глубины (1,5-2 метра). Население преимущественно занималось сельским хозяйством. Из постоянного населения Тамб. Губернии в 2 млн. 716 тыс. человек, 2 млн. 490 тыс. были сельским, т.е. 91,8%. В городах жило 225 тыс. человек, или 8,2 %. Основное население проживало в деревнях, которых было более 3 тысяч. В средней крестьянской семье было 7 детей. Естественный прирост населения был высоким - в среднем 1.5 -2 % в год.

Крестьянский труд. Тамбовская губерния

Крестьянский труд. Тамбовская губерния.

В сельском хозяйстве главное место занимало земледелие. Из всей земельной площади губернии 64 % составляли пашни, 18 % леса, 13 % сенокосы и пастбища, 5 % - неудобные земли. Везде была трехпольная система земледелия. В основном земли принадлежали богатым землевладельцам. Которые 40 % своих земель сдавали в наем.
Главнейшим рынком сбыта продуктов сельского хозяйства тамбовщины всегда была Москва. Значителен был и вывоз зерна за границу через балтийские порты. Внутри губернии на 128 городских и сельских ярмарках реализовывались в основном сельскохозяйственные товары. В 1898 году товаров по железной дороге было отправлено более 100 млн. пудов (не считая транзита). Хлебные грузы составляли более 70 %. Обороты по хлебной торговле в Моршанске составляли до 12 млн. пудов, в Козлове - до 9 млн.