Uncategorized

"На братских могилах не ставят крестов..." К 65-летию Великой Победы

29.04.2010 21:14 — sermyaga
Уже 20 лет на 9мая каждого года читаю доклад на митинге возле братской могилы в селе Б-Кричино Дмитровского района Орловской области. У нас этот праздник отмечается всеми. Собираются кампаниями в садах, лесопосадках, на берегу водоёмов, вывешивают красный флаг Победы, поют под гармонь или баян "Катюшу", "Смуглянку","День Победы", "Венский вальс", "Огонёк" и другие любимые народные песни. Хорошая традиция. Почему бы не представить материал кому-нибудь для митинга на какой-нибудь братской могиле. Разве мало у нас их?...Доклад к 65-летию ПобедыСегодня мы отмечаем 65 годовщину Победы в Великой Отечественной войне!22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Перед этим Гитлер за 2 года завоевал всю континентальную Европу и, не без оснований, рассчитывал на быструю победу – блицкриг в войне с СССР.Уже на пятый день войны фашисты взяли столицу Белоруссии – Минск. К 10 июля 1941 года германские войска оккупировали Прибалтику, Белоруссию, Молдавию и значительную часть Украины.Начальник Генштаба Германии Гальдер записал в своём дневнике: «Не будет преувеличением, если скажу, что поход против России был выигран в течение 14 дней».Обстановка действительно была катастрофичной: за три недели боёв советские войска потеряли 3500 самолётов, 6000 танков, 20 тысяч орудий и миномётов. Только в Белоруссии в плен попало 400 тысяч

О пользе и вреде отчетов

15.03.2010 18:47 — Олег Лёвин

Вот уже пятнадцать лет я работаю с архивными документами разных фондов, более менее знаю фонд Тамбовской духовной консистории и вот меня заинтересовал такой вопрос: а составлялись ли до революции епархиальные отчеты? Выяснил  - да составлялись. Но за трехсотлетнюю историю епархии я обнаружил только два отчета на десяти страницах каждый. Были еще отчеты обер-прокуроров Св. Синода, они ежегодно публиковались  книжецей страниц в 200. Там много полезной информации и статистики.

Что ныне. Епархиальный отчет состоит из пяти увесистых томов. Составляется он примерно шесть месяцев. Т. е. шесть месяцев составляется отчет, шесть месяцев на отчет собирается информация. Отчеты составляют благочинные, настоятели приходов, заведующие воскресных школ, заведующие отделов и прочее. Бумаги, бумаги и еще раз бумаги. Епархиальный отчет отправляется в Москву ежегодно. Ежегодно по пять томов с каждой епархии. Представить страшно - в каких колоссальных помещениях хранятся такие огромные бумажные объемы. Конечно же отчеты требуют времени, они сжирают время. Может священник вечерком и проповедь составил бы, да нет надо отчет писать, а значит на следующий день проповеди в храме не будет; может сотрудник епархиального отдела статейку какую полезную написал на пользу  себе и людям, да нет, куда там, отчет надо составлять.

Есть ли польза в отчетах для историков? Конечно есть. Но все же при работе это не главный источник. Смотрим их, ясное дело, но гораздо больше интересной информации получаем, например из протоколов заседаний консистории или летописей приходов, потому что, все же отчет, что называется  всегда "прилизан", а протоколы, летописи, прошения и прочие  подобные документы это текущая жизнь, живая история без купюр.

Но отчеты пишутся. Ежегодно. По полгода.

Река Чермянка в Москве

13.02.2010 22:47 — persinai

Река Чермянка - уголок природы Москвы
Когда я иду по улицам наших окраинных районов, меня нет-нет, да и посетит мысль: а вот очутиться бы в этом самом месте лет эдак сто назад. Посмотреть, как было тогда... Попробуем представить...
Речка Олешанка, на которой стояло старинное село Бибирево. Вот она, не под землей, наяву несет свои воды в свою старшую сестру Чермянку. Кругом лес, кое-где подступают поля, а вон дорога на Подушкино. Эта небольшая деревенька отсюда совсем недалеко, километрах в двух. Я вдыхаю чистый воздух, любуюсь такими естественными и успокаивающими глаза и душу цветами леса и спускаюсь к Олешанке. Иду берегом этой небольшой речки вниз по течению. Ближе к Чермянке русло реки словно погружается в землю и там, где воды двух потоков соединяются вместе, берег становится значительно круче, а течение заметно быстрее.
Невдалеке, на правом более пологом берегу Чермянки, или Черницы, как ее иногда называли раньше, - сельские домики. Это деревушка Юрлово. Взбираюсь по крутому береговому откосу вверх - отсюда лучше видно. Что за красота, как мила и застенчива природа Подмосковья...
Примерно так мог я ощущать эту замосковную землю в не таком уж и далеком прошлом. Отголоски той природы остались, по счастью, неподалеку отсюда, за МКАД - кольцевой автодорогой. Здешним жителям, не в пример москвичам из какого-нибудь другого окраинного района, повезло больше. Здесь дорога, словно часовой на границе, остановила пока (надолго ли?) наступление города. И глядя на старую карту, выполненную в середине прошлого века военными топографами, я вполне могу найти некото¬рые топонимы: овраг Крутой, овраг Малинный. Вот она и дорога в село Алексеевское, когда-то проселочная, лежащая среди пашни и леса, сейчас одетая асфальтом. Новая мощная автомобильная развязка отвлекает от дум о природе... А шум ближайшего леса перекрывается нескончаемым агрессивным гулом автомобилей. Современная железная река...

ОРМЕНСКИЕ ИСТОРИИ

13.01.2010 00:21 — Ormenskii

Солопеев коня ищет

 

Орменский крестьянин Солопеев был тучен и дороден, но близорук. У него было много коней. Однажды поехал он их пасти. Отпасся и собирает их домой гнать.Все кони на месте, но одного не хватает. Ездит он по лугу, все ищет. Тут его соседи спрашивают: «Что ищешь Солопеев?» «Да вот мерина гнедого потерял!» Ему и говорят: «Да ты же на нем сидишь!» Посмотрел Солопеев и вправду сидит он на том коне, которого ищет.

Масленый помазок

 

Старые орменцы были людьми скупыми и экономными. Один орменец перед сельской сходкой подмасливал помазком свою бороду, чтобы думали,что он жирно ест. Как-то пошел он на сходку, а жене нужно сковородку подмаслить, а помазка не найдет. Посылает она сына к отцу спросить, куда он дел помазок.Сын прибежал на сходку и кричит при всех: «Бать, а бать! Где помазок,что ты бороду мазал?»

 

Тамбовские памятные даты

28.12.2009 15:20 — kraeved

+ Тамбовские памятные даты

Календарь «Тамбовских памятных дат», созданный на основе «Картотеки знаменательных и памятных дат» отдела краеведческой библиографии Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина.

добавить на Яндекс

 

 

 

 

Заметки брянского краеведа

02.11.2009 23:27 — Ormenskii@bk.ru

Настоящее имя автора - Алексеев Владимир Петрович. В заметках будут помещаться историко-краеведческие и генеалогические материалы. в том числе для земляков жителей Орменки и других деревень Выгоничского района и Брянской области.

 

ОРМЕНСКИЕ ИСТОРИИ.

 

Солопеев коня ищет.

 

Орменский крестьянин Солопеев был тучен и дороден, ноблизорук. У него было много коней. Однажды поехал он их пасти. Отпасся исобирает их домой гнать.Все кони на месте, но одного не хватает. Ездит он полугу, все ищет. Тут его соседи спрашивают: «Что ищешь Солопев?» «Да вот меринагнедого потерял!» Ему и говорят: «Да ты же нанем сидишь!» Посмотрел Солопеев ивправду сидит он на том коне, которого ищет. 

Литературные путешествия

02.11.2009 00:36 — persinai
Анатолий ПЕРСИН

Владимирскими проселками Владимира Солоухина

Судьба послала мне две встречи с писателем Владимиров Алексеевичем Солоухиным. Незадолго до его смерти в ЦДЛ открылась выставка какого-то художника. На нее меня пригласил мой друг Петр Кобликов. Там среди других писателей был и Владимир Солоухин. А за долго до этого дня у меня была первая встреча с писателем, причем в достаточно неординарной ситуации. В начале 1970-х гг. я служил в армии. Часть наша находилась недалеко от старинного подмосковного города Звенигорода. В один из воскресных дней нам армейское начальство объявило, что в клубе части будет встреча с писателем. Каково же было мое удивление, перешедшее в радость, когда вскоре я увидел там самого Солоухина. Лучшего подарка мне, тогда молодому солдату, и придумать было нельзя. Жалею, что не записал подробно об этой встрече в свой армейский блокнот, который, тщательно оберегая, я носил в сапоге. Тогда я услышал характерный окающий говор Солоухина, уроженца Владимирщины. После его небольшого выступления наступило время вопросов. Я набрался смелости и спросил гостя о его любимом поэте. Оказалось, что таковым является Александр Блок.

Звонок через столетия (к 110-летию первого телефонного сообщения в г. Сарапуле)

24.10.2009 18:43 — rasil
В октябре 2009 года исполняется 110 лет, с тех пор, как в Сарапуле была создана городская телефонная сеть. За это время связь прошла долгий путь – от ручных коммутаторов, когда абонентов соединяли телефонистки, до образования Линейно-технического цеха г. Сарапула – филиала ОАО «ВолгаТелеком» в Удмуртской Республике, обслуживающего более 25000 абонентов.
История развития телефонной связи в Сарапуле охватывает три столетия: XIX век- появление телефона, ХХ столетие – век совершенствования средств коммуникаций и XXI – время модернизации, разработки и внедрения новейших технологических решений в области связи.
Как же все начиналось?
В 1899 году при непосредственном контроле Сарапульской почтово-телеграфной конторы в жизнь Сарапула вошел телефон, в городе начала функционировать городская телефонная сеть. Это событие запечатлено в местной газете «Сарапульский листок объявлений» за 1899 год (№ 50 от 21.10.1899 г.), где заведующий телефонной сетью, телеграфный механик Алексей Иванович Лепко сообщает: «От заведующего Сарапульской телефонной сетью. Сим извещаются все лица и учреждения, что открытие действий телефонной сети в Сарапуле, последовало, после молебствия, в Воскресенье 17-го октября». Факт довольно примечательный. Церковное освящение данного события свидетельствует о его значимости для горожан. Первое телефонное сообщение в Сарапуле было открыто при городской типографии И.М. Колчина (угол ул. Ст. Разина и Труда) и телефонному сообщению был присвоен № 24. Почему был присвоен именно № 24, к сожалению, выяснить не удалось.
Зато удалось узнать, каким был первый «кадровый состав» Сарапульской телефонной станции. Заведующим станцией был назначен младший механик II-го разряда, коллежский секретарь Алексей Иванович Лепко. Почтово-телеграфными чиновниками - не имеющие чина, Яков Иванович Козлов, Мария Николаевна Тимофеева, Анна Николаевна Тимофеева. Надсмотрщиком Сарапульского уезда был Гавриил Лаврентьевич Гордеев.
В начале ХХ века на работу, в связи с нехваткой штатных работников, в почтово-телеграфные учреждения стали принимать женщин-телефонисток в возрасте 18 – 32 лет. Мария Николаевна и Анна Николаевна Тимофеевы – это первые женщины, которые работали в 1900 году в Сарапульской почтово-телеграфной конторе (Сарапульской телефонной станции). Телефонисток набирали преимущественно из мещанок, обладающих крепким здоровьем. До 1917 года мужчин на эту работу не принимали для сохранения половой однородности коллектива – «дабы лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам при соединениях». Даже, как ныне в модельном бизнесе, были определены параметры тела, наиболее пригодные для этой работы. Набирали барышень ростом не менее 165 см, при этом длина туловища в сидящем положении с вытянутыми вверх руками должна была составлять не менее 128 см.

Кладбищенская война 2

06.10.2009 15:45 — Олег Лёвин

Судьба приходских тамбовских кладбищ в советское время печальна: некоторые из них, такие как  Успенское, совсем исчезли с лица земли, другие, Петропавловское и Воздвиженское, сильно попорчены (во всяком случае надмогильных камней и памятников с них вывезли и вынесли не одну тонну). Но еще скорбней судьба некрополей, которые располагались в монастырях: Вознесенском женском и Казанском мужском. Мне хотелось бы несколько слов сказать о Казанском, потому что совсем недавно удалось побеседовать с одним из свидетелей, того как разрушался некрополь уже в новейшее время. Его воспоминания относятся к 1984-1985 гг. Именно тогда по территории монастыря стали прокладывать подземные коммуникации и естественно вскрывать склепы. В один из таких склепов провалился грузовик: когда его вытащили увидели позолоченную гробницу и прокатился слух, что можно найти какие-то сокровища. И понеслось! Все кому не лень, от мала до велика и днем и ночью, разрывали склепы и захоронения. Кости покойных валялись там и тут, черпами мальчишки играли в футбол, а какой-то генеральский эполет еще долго пинали ногами. Кости эти потом загружали в самосвал и просто вывозили на свалку. По территории монастыря очевидец насчитал более 40 ям. Выяснилась интересная деталь: ценного ничего не нашли и как будто многие склепы были уже "обчищены", старожили вспоминали, что еще в 1920-х гг., когда в монастыре располагалось ГПУ, чекисты вскрыли многие склепы и вывезли все ценное. И как выяснилось склепы были соединены между собой системой подземных ходов.

Вот такие воспоминания очевидца. А было это все вообщем-то совсем недавно. Так что кладбищенская война продолжалась.

"Сермяжные истории жителей..."

06.09.2009 20:34 — sermyaga

КАК ЦАРЬ «УДРУЖИЛ» АНИСИМУ

(из истории фамилий с.М-Кричино по воспоминаниям Василькова Н.Г. 1930 г.р.)

1. Васильков Анисим Андреевич (одного, 1868, года рождения с царём Николаем II), «Черногуз» по-уличному, умер в сентябре 1950 года в землянке, где жила ещё вся его семья. В молодости он долго не мог, в отличие от своих сверстников, жениться. Семья Анисима жила очень бедно и замуж за него никто не шёл. Наконец засватали ему в д. Промклево невесту и свадьбу договорились играть в последний день «мясоеда». Наготовили кадушку кислого молока, борщ сварили, холодец. И тут, какая-то мистика – гонцы скачут по всей России с объявлением, что новый царь Николай II тоже женится в последний день «мясоеда» и свадьбы, кроме царской, ни у кого в этот день ни должно быть. После «мясоеда» настал пост до «Красной горки», религиозных предписаний придерживались строго в то время и молоко «протухло» и пропало, не говоря уже о борще и холодце. Жена Анисима Фёкла Наумовна родом из Промклево, была повитуха. Коле Василькову при рождении перевязывала пупок. Кроме того умела лечить отговорами людей и скотину (от «чемера»). У Анисима с Фёклой было трое детей. Сын Григорий Анисимович женился на тёте Василькова Н.Г. по отцу Федосии Яковлевне. Молодых оправили спать в амбар. Оба простудились и в один день умерли от воспаления лёгких. Дочь Анисима Василькова Елизавета умерла в 1917 году. Другая дочь Анна Анисимовна (1912(13)-1982) до войны уехала в Тбилиси.

 

УЛИЦА ЗАЩИТНИКА МОСКВЫ
(из истории фамилий с. М-Кричино Орловской области)


25. Минаков Яков Сергеевич, дед Ник. Гр. по матери. Прожил 54 года, умер в 1927 году. Сын Григорий Яковлевич (1899-1920), умер в Лисках Воронежской области от тифа. Его сын Фёдор Григорьевич родился в 1920 году. Мать Александра вскоре вышла замуж за Сафонова Алексея и уехала с новым мужем в Московскую область Ухтомский район деревня Лыткарино. Отчим Алексей записал Фёдора с 1918 г.р., чтобы того по возрасту приняли на учёбу в ФЗО (фабрично-заводское обучение) и усыновил, т.е. дал свою фамилию – Сафонов. После окончания ФЗО Фёдор устраивается работать на военный завод по изготовлению оптических линз для самолётов. Потом он служит срочную службу и в отпуск приезжает навестить родную бабку по отцу, Настю (Анастасию Васильевну). В начале войны был оставлен по брони на своём заводе, но пошёл добровольцем в народное ополчение. Подразделение ополченцев попало в окружение и Фёдор, не желая сдаваться в плен, подорвал себя связкой гранат, уничтожив при этом 16 солдат-финнов. После войны был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в галерее «защитников Москвы». Командир подразделения ополченцев, на глазах которого Фёдор совершил свой геройский поступок, после войны работал во внешней разведке и жил во Франции. По просьбе матери Александры он ходатайствовал, чтобы прах Фёдора перезахоронить в Лыткарино. Тогдашний «мэр» Москвы Яснов дал на это разрешение. Посмертно Фёдора наградили орденом Отечественной войны 1-й степени. В честь его назвали улицу имени Фёдора Сафонова и школу. Другие дети Минакова Я.С.: Наталья Яковлевна (1902-1959), Прасковья Яковлевна (1906-1998), Марфа Яковлевна (1908-2000), Яков Яковлевич (1910-1988), Егор Яковлевич (1913-1943), Ульяна Яковлевна (1920-2009).


«АНДРЕЕВ БУГОР»

(Из истории фамилий с. М-Кричино)

На месте кладбища в М-Кричино после создания колхоза построили конюшню. Новое кладбище определили на бугру. Вскоре там был похоронен Андрей Голяков (Андрей «Никулец», брат «Аханька»; их отец Николай по-уличному «Никулец»), который на 9 декабря 1930 года, зимний престольный праздник, застрелил себя из обреза, искусно спрятанного до этого в чурбане, стоявшем во дворе. Но следующей весной подходы к «Андрееву бугру» затопило в половодье и тогда кладбище перенесли на восточный край села, где оно сейчас и находится. Женат Андрей был на Фросе (Ефосиньи) Митиной, сестре Петра Гавриловича Митина 1923 г.р., которая пережила своего мужа на шесть лет. Детей у них не было. Андрей был неплохим столяром: вязал рамы, умел делать бочки (кадки). После войны, когда сделали пруд, то «Андреев бугор» заболотился и превратился в луг…
В советское время, как и при царях, к факту самоубийства относились отрицательно. До революции, согласно религиозной установке самоубийца считался грешником и мог быть похоронен без отпевания священником только за церковной оградой кладбища. «В царской России самоубийство считалось асоциальным явлением… За неудачную попытку суицида человека могли подвергнуть тюремному заключению. Советский строй внешне был более терпим к самоубийцам. Выступая на XXII Ленинградской губернской конференции в декабре 1925 года, Е. М. Ярославский говорил, что самоубийцами могут быть лишь личности «слабонервные, слабохарактерные, изверившиеся в мощь и силу партии». В 30-е годы о фактах самоубийства перестали писать. Заметное влияние на общественное мнение оказала книга Н. А. Островского «Как закалялась сталь» (1932 – 1934 г.г.), автор которой назвал самоубийство предательством дела революции. Хотя советские и партийные структуры официально не признавали наличия самоубийств в СССР, они пристально следили за их динамикой. Лично А. А. Жданов, глава Ленинградского обкома ВКП(б), рассматривал сообщение о самоубийстве работницы завода «Вулкан», которая, перед тем как повеситься, убила своих детей 3 и 5 лет и оставила записку: «Сделала сама я от худой жизни». Подобный случай не вписывался в картину жизни, которую рисовала советская пропаганда. Суицид коммуниста в обстановке политического психоза, раздутого после убийства С. М. Кирова, рассматривался как косвенное доказательство вины перед партией. Это в дальнейшем могло повлиять даже на судьбу родных и близких самоубийцы. Когда такие случаи стали общеизвестными, то в минуты психологического срыва, влекущего за собой суицид, люди начали оставлять довольно своеобразные записки. Зимой 1937 г. в одной из больниц застрелился лежавший там член ВКП(б) с 1905 года. Его предсмертная записка: «В смерти своей прошу никого не винить. Мучительные физические боли не дают мне возможность переносить их дальше. Политики в моей смерти не ищите. Был постоянно верен своей партии ВКП(б ) и остался верен. А Великому Сталину нужно сейчас, как никогда, провести твёрдый и решительный разгром всех остатков вражеских партий и классов. Никаких отступлений. Жалею, что меня покинули силы в этот момент. Поддержите всё же, если можете, товарищи, материально и морально мою семью. Прощайте. Счастливо и радостно стройте свою жизнь. Рот фронт»».