Олег Лёвин

О пользе и вреде отчетов

15.03.2010 18:47 — Олег Лёвин

Вот уже пятнадцать лет я работаю с архивными документами разных фондов, более менее знаю фонд Тамбовской духовной консистории и вот меня заинтересовал такой вопрос: а составлялись ли до революции епархиальные отчеты? Выяснил  - да составлялись. Но за трехсотлетнюю историю епархии я обнаружил только два отчета на десяти страницах каждый. Были еще отчеты обер-прокуроров Св. Синода, они ежегодно публиковались  книжецей страниц в 200. Там много полезной информации и статистики.

Что ныне. Епархиальный отчет состоит из пяти увесистых томов. Составляется он примерно шесть месяцев. Т. е. шесть месяцев составляется отчет, шесть месяцев на отчет собирается информация. Отчеты составляют благочинные, настоятели приходов, заведующие воскресных школ, заведующие отделов и прочее. Бумаги, бумаги и еще раз бумаги. Епархиальный отчет отправляется в Москву ежегодно. Ежегодно по пять томов с каждой епархии. Представить страшно - в каких колоссальных помещениях хранятся такие огромные бумажные объемы. Конечно же отчеты требуют времени, они сжирают время. Может священник вечерком и проповедь составил бы, да нет надо отчет писать, а значит на следующий день проповеди в храме не будет; может сотрудник епархиального отдела статейку какую полезную написал на пользу  себе и людям, да нет, куда там, отчет надо составлять.

Есть ли польза в отчетах для историков? Конечно есть. Но все же при работе это не главный источник. Смотрим их, ясное дело, но гораздо больше интересной информации получаем, например из протоколов заседаний консистории или летописей приходов, потому что, все же отчет, что называется  всегда "прилизан", а протоколы, летописи, прошения и прочие  подобные документы это текущая жизнь, живая история без купюр.

Но отчеты пишутся. Ежегодно. По полгода.

Кладбищенская война 2

06.10.2009 15:45 — Олег Лёвин

Судьба приходских тамбовских кладбищ в советское время печальна: некоторые из них, такие как  Успенское, совсем исчезли с лица земли, другие, Петропавловское и Воздвиженское, сильно попорчены (во всяком случае надмогильных камней и памятников с них вывезли и вынесли не одну тонну). Но еще скорбней судьба некрополей, которые располагались в монастырях: Вознесенском женском и Казанском мужском. Мне хотелось бы несколько слов сказать о Казанском, потому что совсем недавно удалось побеседовать с одним из свидетелей, того как разрушался некрополь уже в новейшее время. Его воспоминания относятся к 1984-1985 гг. Именно тогда по территории монастыря стали прокладывать подземные коммуникации и естественно вскрывать склепы. В один из таких склепов провалился грузовик: когда его вытащили увидели позолоченную гробницу и прокатился слух, что можно найти какие-то сокровища. И понеслось! Все кому не лень, от мала до велика и днем и ночью, разрывали склепы и захоронения. Кости покойных валялись там и тут, черпами мальчишки играли в футбол, а какой-то генеральский эполет еще долго пинали ногами. Кости эти потом загружали в самосвал и просто вывозили на свалку. По территории монастыря очевидец насчитал более 40 ям. Выяснилась интересная деталь: ценного ничего не нашли и как будто многие склепы были уже "обчищены", старожили вспоминали, что еще в 1920-х гг., когда в монастыре располагалось ГПУ, чекисты вскрыли многие склепы и вывезли все ценное. И как выяснилось склепы были соединены между собой системой подземных ходов.

Вот такие воспоминания очевидца. А было это все вообщем-то совсем недавно. Так что кладбищенская война продолжалась.

Седьмой поход отряда "Скимен" (13-18 июля 2009 г.)

22.07.2009 15:35 — Олег Лёвин

Цель

Разведка местности по линии г. Кирсанов село Ершово Белинского района Пензенской области, т. е . тех мест поселения людей, которые традиционно располагались в долине р. Ворона. Посещение Варваринского источника в Уметском районе и Троицкой церкви в с. Ершово Белинского района.

 

Маршрут

Составлен был так, чтобы одна часть его была связана с осуществлением поставленных целей и здесь мы поднимались вверх по течению реки Вороны, а другая отводилась на возвращение домой и носила  чисто функциональный характер и здесь уже было не принципиально дойдем ли мы до Кирсанова или до Гавриловки, лишь бы до того пункта из которогь можно уехать домой. Соотвтетсвенно три дня отводилось на осуществление целей похода и три неполных дня на возвращение.

 

Итак, 13 июля в 8. 55 утра с Тамбовского ж/д вокзала железнодорожным пригородным поездом (состоящем из одного вагона) Тамбов - Тамала мы отправились в Кирсанов. В первый же день понесли первые потери - не явился на сборный пункт один из участников похода, который оставил у себя и часть нашего провианта. Как выяснилось позже, он банально опоздал на поезд. Таким образом в экспедиции приняло участие 10 человек вместо 11 и снова не удалось обеспечить максимального участия семинаристов (планировалось 3 пошел 1).

В Кирсанове мы были уже в 11.30 и от ж/д вокзала начали свой путь по так называемой Овсянковской дороге в сторону моста через р. Ворону. Достигнув моста часам к пяти вечера, мы впервые омыли свои тела в водах этой замечательно реки, и продолжили свой путь в Оржевку, плавно перейдя из Кирсановского в Уметский район.

Троицкий храм в Оржевке 

В Оржевке мы были часам к семи вечера. Понимая, что искать жилище священника нет совершенно никакого смысла, осмотрели Троицкий храм с. Оржевка и пройдя все село в крайних домах узнали о прямом пути на источник. Причем один из местных жителей был столь любезен, что провел нас своими огородами и указал путь на виднеющуюся вдали Кушникову дубраву, где собственно и располагался сам источник.

 

Далее шли полями, и даже пришлось преодолеть только что распаханное, что сравнимо с подъемом в гору. Затем форсировали речку Оржевку и вышли к самой дубраве. А, достигну, обогнули ее и в том месте, где лес образует небольшую полянку, и постаили здесь лагерь. Взяв с собой семинариста Бориса, я отправился на поиски источника.

Варваринский источник в Оржевке 

Обошли почти половину дубравы и уже отчаявшись возвращались в лагерь, когда пришла в голову мысль, пройти немного дальше нашего лагеря на восток и вот тут, наконец, обнаружили дорогу к источнику.

 

14 июля наш путь лежал на запад, сначала полевой дорогой, которая нас вывела к мосту через р. Оржевку в районе Елисеевки, затем по асфальту к с. Паника. От Паники через Нижние и Верхние Пески вышли на дорогу к д. Красная Нюдевка, которая на карте была обозначена почти как прямая линия, но на деле , она так петляля, что сложилось такое впечатление, что мы вышли не на ту дорогу. Здесь произошло событие, которое нас заставило поволноваться: мы потеряли троих участников похода. Отца с двумя дочерьми. Сначала они сильно отставали и мы все время кого-то оставляли позади, чтобы держать их в поле зрения, затем, когда дорога сделала очередной поворот и отстающие перестали быть видимыми из-за кустов, я и еще один старший руководитель Сергей остались подождать их, а остальные двинулись дальше. Через некоторое время я отправился вслед за ушедшими вперед, Сергей остался ждать. В Нюдевки нам сказали, что до Вороны километра два, солнце уже клонилось к закату и мы решили - основная группа направиться к реке разбивать лагерь, я же буду ждать Сергея с отставшими. Прошло 40 минут, никого нет, пришлось идти к тому месту, где оставили Сергея, но он там был один, отставшие так и не появились. Время до полной темноты было потрачено на их поиски. Пришлось вернуться к тому месту, где их последний раз видели, выйти к берегу реки (она была метрах в 100 от основной тропы), но их нигде не было. Лишь утром, дозвонившись по сотовому телефону одному из пропавших, мы выяснили, что они вернулись в Пески, где переночевали, а утром уехали в Умет, а оттуда домой.

 

15 июля. Лагерь наш расположился недалеко от Пересыпкино в том месте, где р. Нюдевка впадает в Ворону в светлом и красивом сосняке. Здесь провели часть дня, а после через Пересыпкино достигли села Ершово, попав, таким образом, в Пензенскую область, а точнее в Белинский район, бывший Чембарский уезд. Дорога до Ершово грунтовая, долго идет через само Пересыпкино, и через лес в одном месте пересекая ручей. Ершово находится на берегу Вороны, однако само село крайне неудобно для остановки: берега крутые, лес только на другом берегу, за селом сосновые посадки, но они слишком удалены от реки. После долгих поисков, вынуждены были остановиться прямо в старом парке, в соснячке, напротив церкви.

 

16 июля. Возвращались в Пересыпкино той же дорогой, что вчера шли в Ершово, а в самом селе уже искали выход на дорогу в Вельможино, причем короткую, вдоль берега. В селе нам говорили, что она существует. Пришлось миновать широкий овраг, которые пересекает Пересыпкино вдоль и поперек, так что оно стоит на возвышениях. Т. е. спуститься вниз, затем подняться вверх. Еще раз  спускались вниз, когда выходили к берегу реки и в Чикарево (это часть Пересыпкино) . Там выяснили, что короткую дорогу на Вельможино завалило упавшими деревьями и ей давно никто не пользуется. Пришлось снова возвращаться назад и идти полями. На карте была обозначена еще одна дорога через лес, которая вела прямо к селу, мы ее нашли и пошли по ней, но в итоге попали на берег Вороны, где было приспособлено место для рыбаков (стоял стол, в нем пачка чая, сахар, бутылка водки), на дереве висел чайник и кружка. Вернулись. Пытаясь пробиться через лес, пошли очередной хорошо проторенной дорогой, но в итоге вышли к куче свежего овса, насыпанного на поляне, видимо для прикорма животных. За поляной дремучий лес. В итоге, уже в 21. 30 вернулись на кружную дорогу и к 12 часам ночи были в Вельможино, где в полнейшей тьме ставили лагерь, как выяснилось утром на окраине бывшего колхозногоь сада.

 

17 июля. Весь день провели в лагере, набираясь сил, а 18 июля отправились в Гавриловку, откуда и уехали в Тамбов.

 

Церковная жизнь

Познакомиться с ней нам не удалось. В Оржевку пришли слишком поздно, и храм был закрыт, да и будний день это был. Жилище священника мы искать не стали, очень хотелось переночевать именно рядом с Варваринским источником.

 

Источников в Кушниковой дубраве два: Никольский и влмч. Варвары. Оба в прекрасном состоянии, судить об этом могу, потому что бывал на этих источниках четыре раза и ничего подобного раньше не видел: трава скошена, прорублены ступеньки, сделаны срубы,и трубы по которым вода стекает, т. е. за источниками следят и ухаживают. Местное население об источниках хорошо знает и посещает их. Мы еще в Тернах (деревушка недалеко от Вороны в Кирсановском районе) встретили парня и девушку на велосипедах едущих к источникам за водой.

 

В Пересыпкино храм строится. Он внешне уже полностью готов, осталась лишь внутренняя отделка и работы там идут. Внешне он милый, но применение современных материалов во внешней оттделке производит какое-то странное впечатление.

 

Мы очень надеялись обрести живого священника в Ершово. Тем более, что само село располагало к тому, чтобы здесь жил пастырь. Но, увы. Храм закрыт, территория его если не запущена, то дика, сам храм в полуаварийном состоянии, хотя в нем иногда видимо служат, так как в окошко алтаря мы видели и чистый престол, и богослужебные предметы. Но запертый храм производит еще более гнетущее впечатление, чем разрушенный.

 

В остальных местах каких-либо проявлений церковной жизни мы не заметили. Да, от Александро-Невского монастыря, что некогда располагался в Кушниковой дубраве, теперь действительно ничего не осталось: мне даже кладбища не удалось обнаружить, которое можно было увидеть еще лет шесть назад.

 

Природа

По пути следования у нас всегда была река Ворона и несколько речушек ее притоков. Ворона сама по себе не глубока и быстра. Старухи в Пересыпкино сказали нам, что в последнее время она сильно обмелела. Максимальную глубину ее мы обнаружили только в районе Вельможино, здесь она простиралась метров до пяти, а так не более двух. Берега реки в этих местах везде круты, а от Пересыпкино пойма реки начинается с очень крутого спуска и от него еще метров 100-200 до русла. Из-за этого не во всех местах Вороны можно купаться, а там, где все же есть что-то вроде пляжей всегда много народа, даже из Гавриловки приезжают. Вода в Вороне чистая, как и в трех речушках ее притоках, которые все мы пересекали.

 

Берега Вороны покрыты дремучим, хотя и небольшим по протяженности лесом. Лес смешанный, часты небольшие сосновые рощи, а в районе Вельможино мы выдели целые заросли клена, которые несколько похожи на тропический лес, так как деревья кронами своими тянутся ввысь, а стволы их голые и ровные.

 

Уникальное явление Кушникова дубрава. Длина ее почти два километра, а ширина полтора. Через всю дубраву проходит глубокий овраг на дне которого течет ручей Оржевка, питаемый как раз водами двух источников. В дубраве самые разнообразные деревья, даже плодовые (остатки монастырского сада), она очень сильно разрослась и местами непроходима. Здесь уже и своя живность есть. Видели нору лисицы и маленьких лисят в ней. Кстати, в этом году много змей, особенно в Белинском районе, в Ершово мы видели гадюку ползущую прямо по центральной улице села, и тамже в реке был укушен ужом купающийся Борис. В Вельможино нам местные жители говорили, что якобы гадюки скрестились с ужами и появился какой-то новый вид змей, но как раз там мы ни одной и не видели.

 

И еще особенность этих мест, чего я ранее не наблюдал. По краям посадок здесь местами высажены яблони, вишни и смородина. Прекрасное подспорье для голодного путника, бредущего по полям.

 

Ну и конечно же, в Вельможино отличный колхозный сад. Такое количество сортов яблонь в одном месте я видел только в Мичуринске. Сад теперь бесхозный и постепенно приходит в запустение, но яблок по-прежнему много.

В Вельможино недалеко от сада в сторону реки есть родник из которого набирают воду.

 

Люди и села

В целом местное население относилось к нам очень доброжелательно, с готовностью предлагая свою помощь в том случае, когда мы спрашивали дорогу. В Вельможино молодая женщина, даже лично вызвалась указать путь к берегу реки, где можно было купаться. Чаще всего нас воспринимали как туристов и мы с этим не спорили. Сочувствовали нам мало, лишь в Пересыпкино бездельные старушки сидящие на лавочке у дома выразили нам свое сострадание, и одна из них бесплатно налила бутылку молока. В Панике молодая многодетная семья, напоив нас вонючей водой усиленно предлагала нам выпить чай и познакомить нас с местным краеведом Крапивиным не обращая внимания на то, что уже 8-й час вечера, а до Нюдевки нам идти и идти. Кстати, с Крапивиным нас все же попытались познакомить  (он живет в Песках), однако пришлось отказать от этой чести, так как надо было идти.

 

В Пересыпкино на пляжах видели много молодежи, здоровой и крепкой. Посетив Вельможино заметили некую напряженность, оказалось, что совсем недавно были разборки с жителями Песков - делили берег реки и нам даже рекомендовали на тот, песковский, берег не плавать. А вообще в эту страдную пору население было активно занято на полевых работах и естественно нас воспринимали как отдыхающих, хотя то, чем мы занимаемся врядли можно назвать отдыхом, это скорее образ жизни, возвращение к естественной среде, в которой сами селяне живут каждый день, воспринимая ее как данность.

 

Как и в прежние годы, мы видели на своем пути заброшенные, растасканные на части остовы животноводческих комплексов (Терны, Вельможино, Паника). В Вельможино огромное запущенное садоводческое хозяйство, в Пересыпкино свидетельство былых грандиозных проектов - заброшенная ГЭС на Вороне, некогда призванная обеспечивать автономной энергией целый район. Все это остатки советской империи, свидетельство неуемной фантазии ее руководителей и гигантомании ее идеологов. Конечно же в наше время подобные проекты в этих местах бессмысленны.

 

Большое некогда село Паника, оказалось полузаброшенным. Обитаемы только несколько домов. Жизнь отсюда, видимо, переместилась в Пески. Но, наверное, причины столь яркой метаморфозы не только экономического толка, но и естественного: земля не особо хорошая (песок), да и столь гадкой воды мы во все время нашего путешествия больше не пробовали (в большинстве дворов колодцы пересохли). В Вельможино также целая улица пустующих домов.

 

Прекрасное впечатление производит село Пересыпкино, живописно раскинувшееся на огромной площади, это почти город, только вместо дорог, больших построек и промышленных зданий здесь поля, холмы, перелески и посадки.

Нужны ли в Церкви миряне?

22.06.2009 14:08 — Олег Лёвин

В Тамбовской епархии не хватает 40 священников, лет пять назад не хватало чуть больше 20, но тогда и приходов было меньше. Казалось бы из этой статистики следует очевидный вывод: надо рукополагать как можно активней и больше. Так и делается: каждый человек, пришедшей в церковь воспринимается как потенциальный священник и если у него нет канонических препятствий, и если он ведет активную церковную жизнь, когда никогда он будет предложен в качестве кандидата. Отказ от возможности рукоположиться воспринимается в церковной среде, мягко говоря негативно.

Итак, у человека мужского пола в современной церкви есть только одна стезя для применения своих сил - стать священником. Но каждый ли может быть пастырем? В теориии (если нет канонических препятствий) да, но на практике мы убеждаемся в том, что пастрыство все же призвание, а не критическая необходимость.  И лучше иметь пять священников по благодати и призванию, чем 15 только по благодати.

Что же делать? А ответ очень прост: в современных условиях надо активно использовать потенциал просто мирян. Сравним нашу ситуацию с той, что была в епархии до 1917 г. Тогда епархиальное управление (духовная конситория) на 75% состояло из мирян, в Тамбовской Духовной семинарии в 1899 г. из 36 преподавателей лишь 6 были священнослужителями, 97 % преподавателей церковно-приходских школ являлись мирянами. Т. е. очевидно соблюдался определенный баланс между клириками и мирянами при том при всем, что общее количество священнослужителей равнялося 3500 человек. И здесь указаны те сферы, где силы мирян могут быть успешно использованы не прибегая  к необходимости рукопологать всех у кого борода растет.

Еще одна проблема: а нужно ли в каждом селе сразу же открывать храм и назначать священника, который зачастую окормляетя несколько приходов. Не лучше ли открыть молитвенный дом, назначить руководителем  мирянина, который будет соответственно подготовлен, и когда действительно образуется православная община подумать о строительстве храма. Ведь у Русской Православной Церкви был уже такой опыт в XX в. в той же Японии. Почему мы его не применяем сейчас?

А так, создается ощущение, что Церковь состоит из священнослужителей и монашествующих, а где же миряне, какова их роль? Впрочем, есть надежда, что положение будет меняться. В окружении Святейшего Патриарха Кирилла появился один мирянин (Легойда), который занимает ответсвенный пост. Но долго ли он будет оставаться не  в сане? Знает только патриарх.

Кладбищенская война

15.05.2009 20:31 — Олег Лёвин

Всякий город растет в две стороны: расширяясь за счет живых и сокращаясь за счет мертвых. Видимое подтверждение этого - кладбища, которые чем больше город, тем и они крупнее. Если нанести на карту города все бывшие в нем захоронения то получится, что во многих местах город живых стоит на костях мертвых. Судите сами: в старое время вокруг приходских церквей были захоронения (так было почти до конца XVIII в.), а значит погосты находились рядом со Знаменской, Варваринской, Архангельской, Троицкой, Покровской, Рождества Богородицы, Богоявленской, Архидиаконо-Стефаниевской церквами. Ныне эти места густо застроены.

Со временем под захоронения стали отводить участки за чертой города. В XIX веке в Тамбове было три кладбища: Успенское, Воздвиженское и Петропавловское. К концу века на Успенском уже почти не погребали, да и сами кладбища стали приобретать определенный статус: Успенское для богачей и людей позажиточней, Петропавловское для бедняков. Как будто в мире мертвых имело значение материальное состояние человека, а впрочем, есть и определенный символизм в этом: из трех старых кладбищ до нашего времени не сохранилось только Успенское - оно теперь под Успенской площадью, но никто уже не может видеть тех роскошных надгробных памятников, которые некогда здесь были.

На каждом из этих кладбищ имелась кладбищенская церковь. Собственно и сами названия кладбищ происходили от названия церквей. И долгое время забота о захоронениях лежала на плечах священнослужителей. Так было до 1888 г., когда тамбовский губернатор Фредерикс А. А., присутствуя на погребении, какого-то значительного лица, на Успенском кладбище, обратил внимание на то, что на «кладбище могилы расположены в беспорядке, сор, находящийся на могилах и между оными не сметается, ветви деревьев растущих на могилах также не очищаются, ветхие надмогильные памятники не поправляются и не заменяются новыми, сторожа имеются в недостаточном количестве». Помимо этого по кладбищу свободно, как на пастбище разгуливали коровы, принадлежащие священнослужителям и одна из них, прямо в присутствии губернатора, оставила лепешку на могильном холмике. Его превосходительство указал на эти беспорядки епископу и тот сделал распоряжение упорядочить содержание кладбищ, поручив протоиерею И. Боголепову освидетельствовать все кладбища города. Протоиерей осмотрел кладбища, донес архиерею, что и на Воздвиженском непорядок, там в частности: «Каждый сам по себе избирает место для могилы своих покойников, вследствии чего площадь в округе церкви сплошь наполнена могилами, так как каждому непременно хочется схоронить своего покойника близ церкви, нередко вырываются из земли кости, или же ставят гроб на гроб».

Между тем за всеми этими попытками духовных властей как-то привести в порядок городские захоронения внимательно следили городские власти в лице городской Думы. Думцы видимо давно вынашивали планы перевести кладбища в городское ведения, понимая, что и мертвые могут приносить городу немалый доход. Думцы предлагали взимать плату за место на кладбище, но не нашли поддержки у кладбищенского духовенства. Реакция губернатора стала поводом для Тамбовской городской управы начать решительные действия по изъятию городских кладбищ из-под власти Церкви.